Публикации
Биография
Документы
Приёмная сенатора
Благотворительность
Фото галерея
Тема дня  Россия-Украина  Регион  Россия-Беларусь  Сенатор ТЭК Экология

Экология

ВТО
В потемках (накануне вступления в ВТО недропользователи призадумались, стоит ли торопиться)

Василий ДУМА, зампред Комитета по природным
ресурсам и охране окружающей среды
Совета Федерации ФС РФ

Переговоры, проходящие в Женеве по вступлению России в ВТО, близки к завершению. Проходят они за завесой секретности, и о том, что сулит недропользователям, и не только им, членство во Всемирной торговой организации, российские парламентарии узнают по скупым сообщениям информационных агентств и репликам ключевых министров экономического блока, милостиво приоткрывающих замочную скважину: мол, наблюдайте и оценивайте.

На парламентских слушаниях в Государственной Думе, посвященных столь важной теме, депутаты сетовали, что не располагают данными о стратегии переговорного процесса, достоверно не знают, что там происходит, но тем не менее рекомендации были выданы на-гора. И в них о нефти и газе не сказано ни полслова…Увы, такова российская политическая реальность.

Заминка на пороге

Похоже, в ближайшее время переговорный процесс по присоединению России к ВТО будет завершен. Еще совсем недавно экономически развитые страны требовали от нас уравнять экспортные и внутренние тарифы на природный газ, покончить с монополией «Газпрома» на экспорт, снять ограничение на транзит газа, разрешить иностранным инвесторам строить трубопроводы на территории России и в довершение ко всему установить равные тарифы на транзит голубого топлива.

И, судя по всему, большинство требований, выставляемых Западом, нашим правительством в той или иной форме были приняты. Если бы не скандал, развернувшийся вокруг Грузии, ходить бы нам гордо в почетных членах…

Каким образом столь стремительно разрешились глубинные противоречия, известно лишь ограниченному кругу лиц в правительстве.

Это обстоятельство наталкивает меня на грустные размышления: похоже, ничего хорошего нашим недропользователям, и не только им, вступление в международное торговое сообщество не сулит. Иначе к чему такая конспирация?

Значит ли это, что никаких особых условий для себя российское правительство так и не выторговало? Если это так — после присоединения к Всемирной торговой организации говорить и вовсе будет не о чем. Дело в том, что нормы ВТО носят характер международных обязательств. То есть после переговоров Россия ничего не сможет поменять де-факто.

Самая главная, основополагающая норма ВТО — это взаимный отказ стран—участниц соглашения от практики государственных субсидий. Россия, вступая в международное сообщество, должна окончательно забыть о финансовой поддержке любых отраслей промышленности, за исключением сельского хозяйства, в отношении которого все же допускается определенная квота. В этой связи уместно вспомнить, что за последние несколько лет российским парламентариям удалось-таки добиться выделения государственных субсидий для ряда наиболее важных отраслей и экономический эффект от этого превзошел все ожидания. Если бы не субсидирование процентных ставок по лизингу сельхозтехники и авиатехники, очевидно, не было бы тракторов и комбайнов у селян, была бы провалена посевная, не видать нам новых самолетов.

Правительству необходимо правильно оценить, как вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию скажется на состоянии отечественного недропользования. Бюджет России формируется в основном за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов. Около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов национальной экономики сосредоточено в сфере недропользования, а добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается не менее 33% ВВП и 70% экспорта страны. За рубежи России вывозится 45% и 33% добываемых в стране нефти и газа соответственно; 34% нефтепродуктов; меди, никеля и алюминия до 90—99% от общего объема добываемого в стране сырья!

Прогрессирующий рост экспорта сырьевых ресурсов, и в первую очередь нефти и газа, наметившийся за последние 15 лет, без соответствующей диверсификации промышленности, без объективной оценки ее энергетического потенциала негативно влияет на развитие страны. Он ухудшает макроструктуру экономики, выталкивает Россию в компанию сырьевых государств типа Нигерии и Венесуэлы, где интенсивность поступательного движения зависит исключительно от мировой конъюнктуры, от колебаний цен на углеводороды.

Чтобы избежать подобной участи, в интересах России вступление в ВТО должно сопровождаться переходом на международные стандарты оценки учета запасов углеводородов и принятием законодательных актов по их рациональному использованию. Сегодня у нас действует государственная система учета полезных ископаемых, базирующаяся на советской классификации запасов образца 1928 года, что вносит известную путаницу при оценке масштабов экономического могущества России.

От объема и достоверности ресурсов и запасов, от продуктивности скважин во многом зависят уровень добычи, доход и прибыль, а также текущий и конечный результаты финансовой деятельности предприятий ТЭК.

Из-за значительной переоценки запасов мы возомнили себя энергетической сверхдержавой и, опираясь на этот ложный тезис, строим свою политику вступления в ВТО. Если к этому добавить отсутствие прямых законодательных ограничений на превышение допустимых объемов добычи полезных ископаемых, стимулирующее хищническое отношение к минерально-сырьевой базе станет понятно, как мы дошли до жизни такой.
В поисках компромисса

Хочется нам того или нет, но следует признать, что рыночные преобразования в России пока не принесли ожидаемого эффекта ни в макро-, ни в микроэкономике. Наша страна год от года все больше зависит от внешнего рынка, круто подсаживаясь на нефтяную иглу. В такой ситуации вполне правомерен вопрос: готова ли вообще Россия к вступлению в ВТО и что ей дадут обширные торговые связи по всему миру?

Увы, пока мы не выстроили своего алгоритма устранения отрицательных последствий присоединения к ВТО, нет смысла кивать в сторону Китая, 14 лет добивавшегося членства в мировом торговом сообществе. Пекин вначале поднял свою промышленность, именно те отрасли, что у нас находятся в загоне, добился конкурентоспособности национальных товаров, а уже затем стал членом ВТО. С массой собственных условий и «заморочек». Очевидно, что на сегодняшнем этапе развития российской экономики открытие рынков по правилам Всемирной торговой организации подорвет и без того хрупкие позиции отечественного малого и среднего бизнеса.

Как себя должны вести российские предприниматели после вступления в ВТО, до сих пор неясно. Нынешняя Россия не в состоянии переварить международный капитал, который хлынет на национальные рынки, как только соглашение с развитыми странами будет подписано. По экспертным оценкам, из 1027 городов и поселков городского типа, а также 152 тысяч сельских населенных пунктов экономический рост и конкурентоспособность предприятий возможны всего в 140 точках! Опросы российских предпринимателей, а также их объединений показывают, что готовыми конкурировать на отечественном рынке считают себя лишь четверть российских предприятий, на рынках СНГ — 18%, в дальнем зарубежье — 9%, а готовыми к членству в ВТО себя чувствуют лишь 10% опрошенных.

ВТО и регион

Правомерно задать себе вопрос: что станет с экономикой наших регионов, среди которых преобладают реципиенты, в случае немедленного вступления России в ВТО, как того желает правительство? Эксперты отмечают, что вступление нашей страны во всемирное торговое сообщество не приведет к мгновенной отмене антидемпинговых санкций, от которых страдают металлурги, и расчетный ущерб экономическому развитию страны, по данным МЭРТ, составит 3,5 млрд долл. в год, и он в дальнейшем может быть снижен на 30—40%, не более. Стоит отметить, что регионы России крайне неравномерно вовлечены во внешнеэкономические связи. У 19 из них импорт превышает 20%, у 45 регионов он ниже 10%. Ожидаемый прирост валового регионального продукта в этих субъектах под воздействием импортозамещающего роста выпуска в отраслях не превысит 0,6—0,7%! Что же касается минерального сырья для высокоразвитых стран — это всего лишь один из ресурсов в обеспечении их экономической деятельности. Если взять в качестве примера Дальневосточный регион России, освоение которого по планам правительства является приоритетным, то для него минерально-сырьевой комплекс — основа всей экономики. Что будет лет через 20, после того как иссякнут нефтяные реки и голубой огонек будет гореть не столь ярко? Куда приложат свои усилия бывшие нефтяники и проходчики, газовики и геологи, осевшие в этих местах? Что будет с коренным населением? Опять охота и рыбалка? Если учесть, что отток населения из восточных регионов страны сегодня принял катастрофические масштабы (до 1 млн человек в год), то уже в самое ближайшее время огромные земли за Енисеем станут зоной вахтовых поселков и ничейной территорией.

Вместо эпилога

Известно, что вступление России в ВТО чревато отменой всех имеющихся ограничений для экспортеров. Ряд наших партнеров по переговорам настаивали именно на отмене экспортных пошлин. Похоже, они этого добились. Как мы видим, правительство планомерно снижает экспортные пошлины…На мой взгляд, эта мера для нашей экономики губительна с учетом того, что экспортеры нефти и газа освобождаются от уплаты НДС…

Получается, что государство их просто подталкивает вывозить сырье, и о каком развитии перерабатывающих отраслей можно говорить, о какой диверсификации экономики? Сегодня экспортная пошлина является единственным механизмом, позволяющим изымать природную ренту и сдерживать превращение России в сырьевой придаток высокоразвитых стран Запада. Как сохранить этот инструмент — непраздный вопрос к переговорщикам.

Источник: "Новая газета", 7 декабря 2006 г.


НОВОСТИ
16.05

19 мая 2011 года в 10:00 состоится очередное заседание Костромской областной Думы.

подробнее

13.05

16 мая 2011 года в  9:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

10.05

12 мая 2011 года в 12:00 состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

10.05

11 мая 2011 года в 12:00 Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению проводит заседание "круглого стола"

подробнее

06.05

10 мая 2011 года в  10:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

25.04

28 апреля 2010 года в 11:00 состоится круглый стол Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

25.04

27 апреля  2011 года в 10:00 состоится 295-е заседание Совета Федерации.

подробнее

25.04

26 апреля 2011 года состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее


Архив


Тема дня |  Россия-Украина  | Регион |  Россия-Беларусь  | Сенатор | ТЭК | Экология
Публикации | Биография | Документы | Приёмная сенатора | Благотворительность

© 2006 Дума Василий Михайлович