Публикации
Биография
Документы
Приёмная сенатора
Благотворительность
Фото галерея
Тема дня  Россия-Украина  Регион  Россия-Беларусь  Сенатор ТЭК Экология

ТЭК

Геополитика
Шоковая терапия (Госкомпании сбрасывают с плеч «бедных родственников» из стран СНГ – отныне всем придется получать энергоресурсы по рыночным ценам)

Василий ДУМА,
заместитель председателя
 Комитета по природным ресурсам
и охране окружающей среды
СФ ФС РФ

Никто уже не сомневается в том, что экономика России, как энергетической сверхдержавы – это, прежде всего госкомпании – Газпром, Роснефть, Транснефть и иже с ними. Хотим мы того или нет, но политика перенеслась в экономику, и западные СМИ упрекают нас то в газовом шантаже, то в перекрытии нефтяной трубы, навязывании неприемлемых условий при заключении сделок со странами Евросоюза и не только. Между тем, никто не может утверждать, что суверенному государству следует отказаться от собственной экономической политики и формирования сфер влияния. Мы видим, как США с завидным упорством отстаивают свои геополитические и энергетические интересы в различных частях света, так чем же мы хуже?

Бизнес суверенен в своем выборе, и России не следует выделять из своего окружения страны содружества и относиться к ним с особым пиететом в надежде на ответную любовь: насильно мил не будешь. Корабли давно ушли из советской гавани и обратно никогда не вернутся.

Вы нам «цены» - мы вам «транзит»
Очевидно, законы рыночной экономики долго обманывать нельзя, никто себе в убыток работать не станет, тем более, когда мы видим, что полученные за бесценок нефть и газ из той же Белоруссии транзитом уходят на Запад по мировым ценам, обогащая элиты, время от времени демонстрирующие нам свою лояльность и преданность.
Стоило Газпрому заявить о переходе на рыночное ценообразование, для всех потребителей энергоресурсов, так это вызвало разную степень недовольства среди наших партнеров из стран СНГ.
Неожиданно выяснилось, что у них также есть свои геополитические интересы, которые решаются, порой, не так как хотелось бы России.
Виктор Ющенко на встрече с руководством НАК «Нафтогаз Украины» заявил, что «цена на газ и газовые отношения никоим образом не могут быть связаны с какими-либо геополитическими вопросами, как, например, вступлением в НАТО или во Всемирную торговую организацию». В то же время, по словам президента Украины, существует необходимость рассмотрения вопроса о поставках энергоносителей и порядке ценообразования, как на сами энергоносители, так и на услуги по их транзиту в рамках СНГ и ЕЭП».
Иными словами: вы нам «сделали» цены – мы вам «обеспечим» транзит… Холодок появившийся в отношениях двух братских народов вряд ли рассеется в ближайшее время.
В Киеве нет единой позиции в отношении формирования реакции на повышение цен на российский газ. По мнению министра обороны Украины Анатолия Гриценко все аспекты двухсторонних отношений стран-соседей в сфере энергетики следует рассматривать в увязке с проблемой базирования Черноморского флота. Увеличение цен на российский газ должно повлиять на пересмотр ставки транзита голубого топлива в Европу и установить рыночные подходы в отношении аренды имущества используемого Черноморским флотом РФ на Украине.
«Мы не можем в одном аспекте жить по-братски, а в другом – по-рыночному», - заявил А.Гриценко.

Дружба дружбой – а денежки врозь
С этим утверждением главы оборонного ведомства Украины трудно не согласиться, в особенности, когда цена на газ растет, а транспортные тарифы, в странах СНГ остаются одними из самых низких на европейском рынке (1,7 доллара за тысячу кубометров).
Украина худо-бедно, но решила свою газовую проблему за счет импорта голубого топлива из Туркмении. В соответствии с достигнутыми в сентябре нынешнего года договоренностями, на четвертый квартал 2006 года и на последующие три года Ашхабад обязался поставить России 162 млрд. кубометров газа по цене $100 за тысячу кубометров. Украина покупает Туркменский газ у России по цене $130 за 1000 кубометров, что терпимо для развивающейся украинской экономики.
Если Украина еще как-то демпфировала удар, нанесенный ей Газпромом при переходе на рыночные цены, то руководство Беларуси разразилось гневными филиппиками в адрес Москвы, узнав, что с 1 января 2007 года цены на российский газ для нее будут установлены в $200 за 1000 куб. м.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск не устраивает значительное повышение цены на российский природный газ, и он будет «настоятельно требовать, чтобы условия остались такие, как сегодня». В противном случае, Белоруссия окажется неплатежеспособна. Ой ли? Под Новый Год Газпром додавил союзное государство и соглашение было подписано, как казалось газовому монополисту, на компромиссных условиях. И все радостно пошли пить шампанское. Но не тут-то было: наши вчерашние «союзники» припасли-таки камень за пазухой и ответили Москве, по полной программе, но уже после Рождества.
Нефтяная война двух братьев-славян переполошила всю западную Европу, которая в одночасье осталась без нефти поступающей по нефтепроводу с символичным названием «Дружба». Лукашенко знал куда бить: имидж России как надежного поставщика энергоресурсов отныне серьезно подорван, и говорить о перспективах союзного государства, уже как-то язык не поворачивается, в особенности с учетом последних откровений президента Белоруссии.
Но вернемся к предыстории конфликта.
Россия установила с 1 января 2007 года таможенную пошлину на поставки нефти в Белоруссию в размере $180,7 за тонну, уровняв ее с экспортной пошлиной применяющейся в отношении других государств, и на то были веские причины, какие – поговорим, чуть позже.
В ответ Минск незамедлительно ввел таможенную пошлину на нефть, транспортируемую по белорусским нефтепроводам, в размере $45 за 1 тонну. Москва назвала это решение абсурдным, и не имеющим аналогов в мировой практике. Гром грянул, поскольку уже давно все к тому шло.

Белорусский оффшор
Начиная с 1995 года, российская нефть, согласно соглашению, о единой таможенной системе, поставлялась соседям беспошлинно и по сему стоила потребителям (нефтеперерабатывающим заводам в Белоруссии) дешевле. Несмотря на это Белоруссия в 2001 году в одностороннем порядке расторгла межправительственное соглашение, по которому, в частности 85% пошлины на экспорт, нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии из российского сырья, должны быть зачислены в российский бюджет, и лишь 15% - в бюджет Белоруссии. Такое распределение белорусской экспортной пошлины на нефтепродукты, хотя бы частично, но компенсировало потери российского бюджета от прямой перекачки нефти в Белоруссию, и оттого Москву устраивало. Однако энергетическая идиллия, разработанная в Кремле продолжалась недолго.
Присвоив себе весь объем экспортной пошлины на нефтепродукты, полученные из российского сырья, белорусская сторона установила свой собственный режим экспортных пошлин на нефть и продукты из нее, причем, в 2-3 раза ниже, чем в России.
В течение прошлого года экспортные пошлины в Белоруссии на нефть составляли 102 долл. за тонну, а светлых нефтепродуктов - 57 долл. за тонну.
Льготный режим позволял российским компаниям беспрепятственно поставлять сырую нефть на белорусские НПЗ, и более того, под видом нефтепродуктов экспортировать ее в Европу.
Выгоды таких поставок сырья для российских нефтедобывающих компаний очевидны. И по сему наши нефтяники ринулись в Белоруссию, «расталкивая друг друга локтями», как метко констатировал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.
Введение 1 января 2007 года экспортной пошлины фактически закрыло белорусский оффшор, уничтожив легальный канал увода в частные карманы денежных средств которые вполне могли пополнить российский бюджет.

Своих не сдаем
По замыслу авторов идеи равенства экспортных пошлин в 2007 году, в казну России, должно было бы поступить дополнительно от 3,5 до $4 млрд. Если учесть, то обстоятельство, что существовавшая вольница продолжалась 5 лет, российская казна недополучила около 20 млрд. долл., а это согласитесь, не так мало.
Так стоит ли нам продолжать щедро одаривать режим г-на Лукашенко, который не испытывает ни малейшей симпатии к нашей стране если судить по его выходкам во время газового и нефтяного конфликтов? Казалось бы, понимание ситуации пришло к власть предержащим, ан нет, интрижка только-только начинает разворачиваться. Развитие событий показало, что в Кремле пожалели не столько Лукашенко, сколько наших нефтяников теряющих с уничтожением оффшора немалые суммы. Иначе как объяснить ту трогательную лояльность, с коей наши переговорщики подошли к белорусским коллегам упорно не желающим жить по законам рынка. Возможно, и за сомнительную дружбу платить придется, хотя бы для поддержания имиджа Пал Палыча Бородина, но потихонечку все же стоит закручивать гайки.
Скандал вокруг экспортной трубы инициировал давно назревшие переговоры с Белоруссией по проблемам реэкспорта нефти, в результате чего 12 января 2007 г. были достигнуты соглашения не слишком выгодные для России, но подписание, которых положило-таки конец большой халяве. Отныне для Белоруссии будет применяться понижающий коэффициент в размере 0,293 к ставке общей экспортной пошлины на нефть, составляющей около $180 за тонну. Причем коэффициент 0,293 на весь 2007 год останется неизменным, в 2008 году он увеличится до 0,335, а в 2009 году достигнет 0,356.
Особенно важно то, что на внешней границе Белоруссии вывозная пошлина будет соответствовать общей российской экспортной пошлине - $180. Это обстоятельство перекроет «крантик» для тех, кто долгое время стриг купоны, на разнице цен, но, к сожалению, общее дотирование экономики Минска продолжится. В соответствии с подписанными в Москве договоренностями в 2007 году Россия будет получать 70% пошлины, а Белоруссия - 30%, в 2008 году - соответственно 80% и 20%, в 2009 году - 85% и 15%.
Введение понижающих коэффициентов приведет к тому, что Россия сможет компенсировать ежегодные 4 миллиардные потери национального бюджета только на $1,58 млрд., а остающиеся в сухом остатке $2-2,5 млрд. - цена за сомнительную лояльность белорусского вождя.
Или…рискну предположить, плата за режим прикрытия коррупционных схем поставок сырой нефти на НПЗ Белоруссии. Согласитесь, даже говорить об этом как-то неприятно. Но если все не так плохо, то почему наши переговорщики подарили Лукашенко $2,5 млрд? Ответа на этот вопрос мы не находим. Слава богу, что у скандала обозначился хотя бы один положительный итог: новый импульс к развитию получили проекты СЕГ и ВСТО, жизненно необходимые для национальной экономики, за что «Газпром» и «Транснефть» должны быть благодарны г-ну Лукашенко. Чтобы обезопасить себя от возможных потрясений в дальнейшем, Россия намерена собирать экспортные платежи на территории Белоруссии самостоятельно и заодно рыть траншею по дну Балтийского моря. И это правильно. Своя рубашка ближе к телу.

Кавказский узел
Если Белоруссия гневно ругается, выторговывая у Москвы миллиард другой за собственные энергетические активы, которые в итоге так или иначе перейдут России, отбирает нефть из магистрали, провоцируя Вайнштока на неадекватные действия, соглашается далеко не на все разумные предложения Кремля, повергая Европу в ужас от предчувствия новых энергетических войн, то с Грузией и Азербайджаном дела обстоят сложнее. Эти страны СНГ не желают прислоняться к российскому плечу, ведут себя достойно и не опускаются до препирательств на уровне разведенных супругов. Они сделали ставку на Запад и США, полагая и не без оснований, что такое позиционирование может оказаться более выгодным. Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели назвал планы российской стороны повысить цену на природный газ «политическим шантажом». В дополнение к этому, председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила, что она категорически против продажи Москве магистрального газопровода, проходящего через территорию Грузии. На аналогичной позиции стоит и президент Грузии М.Саакашвили.
Такова была реакция грузинской стороны на озвученные в конце прошлого года планы «Газпрома» с января поднять цену на газ для Грузии до $235 за тыс. кубометров с $110 в 2006 году. Комментируя это предложение, глава «Газпром экспорта», член правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что Грузия может компенсировать повышение цены поставок газа в республику своими активами. Все точно так же как и в отношениях с Белоруссией, но реакция контрагента на «заманчивое» предложение России совсем другая. Учитывая крайне напряженные отношения между Москвой и Тбилиси нетрудно было предположить, что Грузия не отдаст под контроль Москвы свои магистральные трубопроводы, поскольку существует возможность их альтернативного наполнения со стороны Азербайджана, Ирана и Турции, но, тем не менее, предложение было сделано.
Государственный министр Грузии по вопросам проведения экономических реформ Каха Бендукидзе, в прошлом известный российский предприниматель заявил, что его страна, ни при каких обстоятельствах не продаст России магистральный газопровод.
По мнению г-на Бендукидзе у правительства Грузии нет уверенности в том, что соглашения, подписанные с Россией, будут эффективно выполнены. Аргументируя это утверждение, он сослался на двустороннее соглашение о воздушном сообщении, которое было грубо нарушено Россией. Очевидно «Газпром» может прекратить поставки газа в Грузию, если контракт на 2007 год так и не будет заключен. Но контракт подписан, и газовый монополист радостно заявляет на весь мир: дожали–таки Грузию. Так-то оно так, но вот опять незадача, через пару недель Тбилиси получает газ с Азербайджанского месторождения Шах-Дениз по цене …о ужас, 130 долл. США за 1000 куб. м., что на $100 дешевле газпромовского предложения. По словам президента Грузии Михаила Саакашвили к концу 2007 года до 80% потребностей республики в газе будет обеспечено без участия России. Экономика, понимаешь.

Национальный интерес?
Можно ли в данном случае считать позицию «Газпрома» энергетическим шантажом каждый решает сам. Для одних это отстаивание национальных интересов, для других – выкручивание рук, для третьих недальновидная экономическая политика. Только наши вчерашние братские республики свой вывод, похоже, сделали, и он явно не идет на укрепление Содружества. В чем мы убедились на последнем саммите стран СНГ в Минске. Каждый сам решает энергетическую проблему уже без экивоков на недавнее прошлое.
Азербайджан пришел на помощь своему соседу, изыскивая возможности для обеспечения предстоящей зимой бесперебойных поставок природного газа в Грузию. На переговорах Россия выстраивала свои отношения с Азербайджаном в зависимости от того, как будут складываться его энергетическое взаимодействие с Тбилиси. Москва недвусмысленно заявляет, что если поставляемый в Азербайджан природный газ будет поступать транзитом в Грузию, то его цена для Баку увеличится. Но эти угрозы похоже не очень пугают Азербайджан, он обещает не оставить соседа в беде даже в том случае если придется это сделать за свой счет.
Итог столь политизированной торговли известен: Азербайджан отказался от российского газа и прекратил транспортировку нефти по трубопроводу Баку – Новороссийск, поскольку у Баку возникла необходимость произвести перестройку энергетических балансов с газа на мазут. И здесь все вышло по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Чем больше наша страна пытается сохранить свое влияние в Закавказье, используя энергетические рычаги, тем хуже это у нее получается. Последним оплотом в регионе для России остается Армения вследствие того, что газовые транспортные активы этой республики частично находятся под контролем Газпрома, а вот Грузия и Азербайджан практически выскользнули из рук, и влиять на их политику Москве будет архи сложно.
Под усилившимся давлением со стороны России Азербайджан намерен использовать для внутренних нужд природный газ с месторождения Шах-Дениз, который должен поставляться Турции, с условием последующего возврата. Уже на первом году эксплуатации месторождения Турция получит газ по цене в $130 за 1 тыс. кубометров, в то время как Россия предлагает голубое топливо по $235.
Цена российского газа для Азербайджана является экономически обоснованной, заявил первый вице-премьер Дмитрий Медведев.
«Эта цена берется не с потолка, она применяется не только в отношении Азербайджана, но и других стран, в том числе Грузии», - подчеркнул первый вице-премьер, выступая на первом форуме национальных СМИ стран СНГ и Балтии. Он, правда, забыл сказать об Армении, которая за примерное поведение получает голубое топливо все еще по $130. В результате последней сделки доля ОАО «Газпром» в уставном капитале «АрмРосгазпрома» увеличится с 45% до 58%...
По словам Вице-премьера, цена природного газа рассчитывается по определенной формуле с учетом контрактов на поставки нефти, топочного мазута и ряда других факторов, и отражает общие подходы поставок энергоносителей на соответствующее расстояние.
Можно сколько угодно рассуждать о равных подходах, научно-обоснованных формулах, расстояниях, но, похоже, что энергетические рынки стран Закавказья и не только мы теряем из-за прямолинейной и не слишком гибкой политики государственных компаний, в действиях которых все чаще дают о себе знать имперские нотки и тоска по гегемонии на всем постсоветском пространстве.


НОВОСТИ
16.05

19 мая 2011 года в 10:00 состоится очередное заседание Костромской областной Думы.

подробнее

13.05

16 мая 2011 года в  9:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

10.05

12 мая 2011 года в 12:00 состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

10.05

11 мая 2011 года в 12:00 Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению проводит заседание "круглого стола"

подробнее

06.05

10 мая 2011 года в  10:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

25.04

28 апреля 2010 года в 11:00 состоится круглый стол Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

25.04

27 апреля  2011 года в 10:00 состоится 295-е заседание Совета Федерации.

подробнее

25.04

26 апреля 2011 года состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее


Архив


Тема дня |  Россия-Украина  | Регион |  Россия-Беларусь  | Сенатор | ТЭК | Экология
Публикации | Биография | Документы | Приёмная сенатора | Благотворительность

© 2006 Дума Василий Михайлович