Публикации
Биография
Документы
Приёмная сенатора
Благотворительность
Фото галерея
Тема дня  Россия-Украина  Регион  Россия-Беларусь  Сенатор ТЭК Экология

ТЭК

У каждого свой интерес (Россия близко не подпустит Европу к задвижкам)

Василий ДУМА,
заместитель председателя
 Комитета по природным ресурсам
и охране окружающей среды
 СФ ФС РФ

 
По всему видно, что с ратификацией Энергетической хартии дело-труба. Запад не желает понять, что экономику России с ее бескрайними просторами и северами нельзя измерять с позиции стран теплых и компактно расположенных. Мы сами в праве определять, как нам жить и сколько стоит транзит газа и нефти по заснеженной тундре и непроходимой тайге и как строить экономику страны ориентированной, на энергетическую экспансию. Ни Газпром, ни Транснефть, ни Транснефтепродукт не позволят коллегам из Евросоюза рулить их активами в обмен на мифический доступ к конечным потребителям, где-нибудь в окрестностях Парижа или Силезии. На кону судьба монополий, которые за последние годы поднакопили жирка не без помощи государства.

В российской властной элите с переменным успехом борются два начала: жесткое, ориентированное на энергетическую гегемонию и демократичное, вожделеющее, чтобы к Москве относились с уважением, как к равноправному и сильному партнеру. Запад это хорошо понимает и строит свою политику по отношению к России весьма прагматично: во всяком случае, своего интереса уж точно не упустит. Держа руку на пульсе, Европа пытается принудить нас ратифицировать договор к Энергетической Хартии (ДЭХ), писанной исключительно под потребителей энергоресурсов, но это ей вряд ли удастся, во всяком случае, в ближайшее время.

Поставщики и потребители
Дело в том, что многие положения договора, ставшие за последние годы притчей во языцех, носят общий характер и допускают двоякое толкование. Убрать неясности должен был Транзитный протокол к ДЭХ, первый вариант которого разработан в рамках ЕС, и, очевидно в его интересах. По этой причине документ не снял противоречия между потребителями и поставщиками энергоресурсов.
А коли так, Россия не ратифицировала Договор к Энергетической хартии, открывающий, по замыслам его разработчиков, государствам участникам неограниченные возможности в либерализации энергетического рынка, в том числе и выход на конечного потребителя: перерабатывающие мощности и газораспределительные сети – голубую мечту нашего Газпрома. Подписанный в декабре 1994 года после трех лет интенсивных переговоров, договор к Энергетической Хартии сегодня объединяет 49 государств, включая все страны бывшего Советского Союза, страны Центральной и Восточной Европы, Японию, Австралию и Европейское сообщество в полном составе. Кроме того, 17 стран и десять международных влиятельных организаций имеют при Энергетической Хартиии статус наблюдателя. Россия, подписавшая, но не ратифицировавшая ДЭХ, участвует в Соглашении на временной основе.
Договор к Энергетической хартии охватывает сферы торговли, защиты инвестиций, правила транзита, сокращение неблагоприятного воздействия энергетического цикла на окружающую среду, а также обязательные процедуры разрешения споров на многосторонней основе. Казалось бы, широкое представительство стран участниц гарантирует качество международной Конвенции, но если взглянуть на перечень государств отказавшихся ее ратифицировать, а это Австралия, Исландия, Норвегия, Россия и Белоруссия, то можно сделать любопытный вывод. Первые четыре являются государствами, поставляющими энергоресурсы на внешние рынки, что же касается Белоруссии, то она играет существенную роль в транзите нефти и газа в страны ЕС и, разумеется, имеет свой интерес. Очевидно водораздел между странами, вовлеченными в Энергетическую Хартию, проходит по оси поставщики – потребители. Конфликт интересов между ними, наметился не сегодня и об этом мы поговорим более детально.

Договор на «дурачка»
В Хартии изначально был заложен дискриминационный подход по отношению к России. Международное Соглашение не касается распространения ядерных технологий, морской транспортировки нефти, отсылая регулирование этих вопросов к национальным законодательствам стран участниц. Кроме доступа к российским трубопроводным системам, Энергетическую Хартию не интересует практически ничего. На переговорах по Транзитному протоколу наша страна исчерпала запас уступок.
Хартия обязывает Россию открыть свою трубу для свободного транзита газа в Евросоюз. Это ставит под удар сложившуюся монополию «Газпрома» на транспортировку и перепродажу дешевого среднеазиатского газа по территории Евразии. Понятно, что такой «новый энергетический порядок» крайне выгоден ЕС. Хартия снизит энергетическую зависимость Европы от РФ, обеспечивающей сегодня четвертую часть всех поставок нефти и газа в Евросоюз. Это очень важно для европейцев, поскольку при существующих тенденциях энергопотребления ЕС может к 2030 году импортировать из России до половины всех объемов газа!
В то же время по положениям Хартии транзита внутри стран Евросоюза не существует, тогда как Россия, Узбекистан, Белоруссия и Молдова рассматриваются в документе как страны-транзитеры. Это циничное положение еще раз подчеркивает, что у каждого свой интерес и потребители энергоресурсов, подбадривая друг друга, все дальше и дальше уходят от возможности найти компромисс с поставщиками.
Россия не согласна с положением Хартии о «праве первого отказа».
Оно предполагает, что ежегодно собственники трубопроводных систем в России и Евросоюзе рассматривают заявки на транзит энергоресурсов, и в соответствие с положениями документа, могут, отказать, скажем, Газпрому в транзите газа на каком-то участке трубопроводной системы Европы, несмотря на долгосрочные контракты, которые уже заключены компанией. Но без долгосрочных контрактов невозможно развитие газового рынка, как в России, так и в Европе. Как быть? Ответа на этот вопрос Энергетическая Хартия не дает.

Европейское единство
На что рассчитывала Россия, подписывая договор к Энергетической Хартии? Нам обещали инвестиции в обмен на доступ к трубопроводам. Но сегодня мы не имеем проблем с привлекательностью энергетического бизнеса. Западные компании и банки охотно идут на долгосрочное сотрудничество с госкомпаниями, поскольку инвестиционные рейтинги России зависят не столько от ратификации ДЭХ, сколько от ее экономических показателей. А с ними у нас все в порядке. Налицо интерес мирового бизнеса к России, где в энергетической отрасли наблюдается устойчивый экономический рост. Сегодня Европа не меньше заинтересована в поставках энергоресурсов из России, чем Москва в развитии долгосрочного сотрудничества.
Владимир Путин на саммите в Лахти, заметил, что «по газу ЕС покрывает за счет России 44% своих потребностей, в то время как в общем объеме экспорта российского газа европейские потребители занимают 67%».
Европа, в свою очередь, заинтересована в России, как в надежном поставщике энергоресурсов. Нам обещают доступ к конечным европейским потребителям. Но реализовать этот режим очень сложно. И если учитывать то, что компании-нерезиденты будут обязаны платить налоги в Европе, которые составляют в цене энергоресурсов 50%, то стоит хорошенько подумать надо ли нам это. Россия, в свою очередь, предлагает участникам Энергетической Хартии иной, более прозрачный, механизм сотрудничества: транснациональные компании получат доступ к российским месторождениям в обмен на долю в европейских газораспределительных, нефтепродуктовых и электроэнергетических сетях.
Так Владимир Путин предложил Германии очень выгодную сделку. Взамен поставок газа со Штокмановского месторождения, запасы которого, по последним данным, оцениваются в 4 трлн кубометров, Москва рассчитывала на ускорение создания общего энергетического пространства между ЕС и Россией. Кремль, предоставив весьма выгодные условия сотрудничества Германии, сделал попытку, расколоть европейское единство и тем самым обойти острые углы Энергетической Хартии и транзитного протокола, но комбинация, удавшаяся со Шредером, не прошла с нынешним канцлером Германии.
В Дрездене г-жа Меркель дипломатично хранила молчание по поводу предложений В.Путина. А через два дня она встретилась с французским президентом Жаком Шираком и договорилась с ним по вопросам энергетического сотрудничества. Париж и Берлин призвали Россию ратифицировать Энергетическую хартию и открыть свой энергетический рынок для европейских компаний.
Осторожность Германии в прямом диалоге с Россией и ее последующий тренд в сторону интересов ЕС, на мой взгляд, во многом были предопределены импульсивным поведением нашей страны в отношении Украины и Белоруссии во время недавних энергетических конфликтов, переполошивших всю Европу.
И как реакция на славянские разборки еще весной прошлого года ЕС выработал свою единую энергетическую стратегию, целью которой стала диверсификация энергетического рынка, увеличение числа поставщиков энергоресурсов. На уровне рекомендаций Еврокомиссии можно говорить о предельной квоте для России, не превышающей 30% в энергобалансе ЕС. По мнению Брюсселя, ресурсов перспективного Каспийского региона хватит, чтобы покрыть еще около 25% энергетических потребностей Европейского Сообщества.

Вместо эпилога
Так стоит ли нам, ради мифических выгод ломать годами сложившийся национальный уклад энергодобычи и потребления, разрушать наработанные схемы взаимодействия хозяйствующих структур, перестраивать четко работающий бизнес?
Взглянем на ситуацию трезво. Российским нефтяникам режимы ДЭХ не нужны. Они прекрасно обходятся и без них. Первоначальный энтузиазм РАО «ЕЭС России» в отношении договора, связанный с надеждами на экспорт в страны ЕС электроэнергии, практически улетучился во многом благодаря агрессивному протекционизму европейских государств. Газовики выступают в основном против транзитного режима ДЭХ и Транзитного протокола, потому что эти документы ведут к шоковой перестройке газового бизнеса в России и превращению ее в транзитный газовый коридор, практически ничего не давая отрасли взамен. Энергетический диалог потребителей с поставщиками продолжается, но шансов найти общий язык остается все меньше и меньше. У каждого свой интерес и Россия в ближайшие годы вряд ли захочет играть по правилам Евросоюза, если те кардинально не изменятся. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем - поживем, увидим.


НОВОСТИ
16.05

19 мая 2011 года в 10:00 состоится очередное заседание Костромской областной Думы.

подробнее

13.05

16 мая 2011 года в  9:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

10.05

12 мая 2011 года в 12:00 состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

10.05

11 мая 2011 года в 12:00 Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению проводит заседание "круглого стола"

подробнее

06.05

10 мая 2011 года в  10:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

25.04

28 апреля 2010 года в 11:00 состоится круглый стол Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

25.04

27 апреля  2011 года в 10:00 состоится 295-е заседание Совета Федерации.

подробнее

25.04

26 апреля 2011 года состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее


Архив


Тема дня |  Россия-Украина  | Регион |  Россия-Беларусь  | Сенатор | ТЭК | Экология
Публикации | Биография | Документы | Приёмная сенатора | Благотворительность

© 2006 Дума Василий Михайлович