Публикации
Биография
Документы
Приёмная сенатора
Благотворительность
Фото галерея
Тема дня  Россия-Украина  Регион  Россия-Беларусь  Сенатор ТЭК Экология

ТЭК

Простота хуже воровства (Без развития нефтепереработки и нефтехимии у экономики страны нет будущего)


Василий Дума,
заместитель председателя
 Комитета по природным ресурсам
и охране окружающей среды
 СФ ФС РФ.

Россия избрала самый простой путь развития национальной экономики – сырьевой, провозгласив себя по этой части сверхдержавой. Между тем данное обстоятельство не помешало руководству страны заявить о необходимости диверсификации производства, желании развивать нефтепереработку и нефтехимию, а также поддержать отраслевую и фундаментальную науку. Возможно, столь радикальному тренду в сознании власть предержащих способствовал анализ исторических фактов, касающихся жизни нефтегазовых стран находящихся в исключительной зависимости от сырьевых ресурсов, а возможно, что в Кремле услышали представителей бизнеса и ученых в голос уверяющих, что без развития инноваций экономика России в скором времени зачахнет.

Желание В.Путина снять державу с сырьевой иглы можно только приветствовать, что же касается бизнеса, то он очень внимательно отнесся к предложению Президента и четко структурировал причины отставания перерабатывающих отраслей экономики. Будут ли со стороны исполнительной власти сделаны шаги навстречу компаниям, желающим не только наращивать добычу, но и заниматься переработкой сырья, пока не ясно. Однако сам факт, что президент выслушал представителей бизнеса, взял на заметку предложения, в чем-то даже покритиковал их, обнадеживает.

На сырьевой игле
В чем причины столь резких перемен в настроении первого лица страны? Президента настораживает рост инфляции. Высокие мировые цены на нефть неминуемо тянут вверх цены на сырье внутри страны, стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке зашкаливает. Только за 2006 год она выросла на 17%. При весьма высоких тепах роста ВВП – на уровне 7% в 2006 году - развитие высокотехнологичных современных производств явно отстает от сырьевого сектора.
По данным правительства, в прошлом году нефть и газ составляли почти 70% национального экспорта и это, притом, что лишь 8% роста отечественной экономики достигается за счет отраслей, внедряющих высокие технологии.
Рост мировых цен на энергоносители негативно влияет на ценовую и макроэкономическую ситуацию в России. Перед нами реально маячит призрак «голландской болезни» хорошо известной экономистам. Избыточный приток валюты оказывает давление на рубль, а его укрепление ведет к снижению конкурентоспособности российских товаров. Иными словами – развиваются добывающие отрасли экономики, а все остальные хиреют, становятся неконкурентоспособными. Нефтедоллары, наводняющие нашу экономику, лишь усиливают ее зависимость от экспорта энергоресурсов, и не оказывают никакого влияния на развитие перерабатывающих отраслей. Мы наблюдаем опережающий рост импорта, отбрасывающий Россию назад, в компанию таких стран как Венесуэла и Нигерия. И это при необычайно благоприятной макроэкономической конъюнктуре. По мере продвижения экономики по «голландскому» сценарию влияние высоких нефтяных цен на рост ВВП ослабевает. Так, в 2004 г. повышение цены на $1 давало прирост ВВП РФ в 0,1% против 0,35% в 1999 г. Эти тенденции, хорошо известные экономистам, сохраняются в России и сегодня.
Казалось бы, бизнес и власть отчетливо понимают, что производство конкурентоспособной продукции необходимо для устойчивого развития экономики страны в том случае если цены на нефть и другие энергоносители упадут. На практике компании ведут себя очень консервативно, упиваясь все нарастающим потоком нефтедолларов, сводят к минимуму инвестиции в производство, а власть, без особой команды из Кремля ничего не делает для изменения установившегося статус-кво. Почему, история давняя, и об этом стоит поговорить подробно.

Переработке нет альтернативы
Увеличение добычи нефти в России сегодня ведет лишь к увеличению экспорта. Крупные ВИНК имеют мощный потенциал для развития собственных нефтеперерабатывающих и нефтехимических подразделений, тем не менее, они не спешат им воспользоваться. Крупный бизнес не желает в необходимых объемах финансировать освоение новых месторождений, не говоря уже о нефтепереработке и тем более, нефтехимии.
И на то есть множество причин. Мы рассмотрим лишь самые важные из них. Во-первых, предприятия России, в основном, развиваются за счет собственных средств и привлеченных иностранных кредитов, и это происходит в стране, где накоплено огромное количество твердой валюты. Национальная банковская система в условиях высокой инфляции не выдает длинных кредитов под переоборудование НПЗ и развитие нефтехимических производств, она «заточена» исключительно под быстрые деньги. Еще меньше вклад в промышленные инвестиции второго основного российского источника финансирования капиталовложений в экономику – фондового рынка. Он находится ниже уровня в 5%.
В то же время мы видим бум потребительского кредитования, торговля не испытывает никаких затруднений с оборотными средствами, развивается строительство жилья – те отрасли, где прибыль высока и возращение средств скоро. Вторая причина стагнации в перерабатывающих отраслях – отсутствие реальных мер государственной поддержки предпринимательства. Неоправданно высоки таможенные пошлины на ввоз иностранного оборудования, нет налоговых преференций для тех, кто вкладывает серьезные средства в модернизацию, мешают налаживанию переработки административные барьеры, коррупция. Устаревший отечественный автомобильный парк диктует промышленности низкие требования к качеству моторного топлива внутри страны, не способствуют росту потребления бензинов уровня ЕВРО 4 и ЕВРО 5 низкие доходы населения, предпочитающего старые иномарки. И, наконец, третья, и самая главная причина технологического отставания России в части переработки нефти и газа: на энергетические рынки европейских государств необычайно трудно пробиться, в то время как азиатско-тихоокеанский регион и вовсе не освоен. Отсутствие магистральных нефтепродуктопроводов, связывающих наиболее продвинутые в технологическом отношении предприятия, с рынками сбыта, только усугубляет ситуацию.
За примерами здесь далеко ходить не надо: такие сибирские индустриальные гиганты – как Ангарская нефтехимическая компания, Пермнефтеоргсинтез, Омский НПЗ, Омский шинный завод и другие не могут на равных состязаться с предприятиями расположенными, скажем, вблизи границ развитых государств. Высокая транспортная составляющая в цене конечной продукции, препятствует эффективному развитию предприятий нефтепереработки и нефтехимии в России.
Рынок сбыта продукции нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности стабилен, в отличие от рынка сырьевого, он позволяет предприятиям получать большую прибыль и, соответственно, в большем объеме наполнять бюджет страны. Кроме того, сокращение экспорта углеводородного сырья в пользу производства готовой продукции отвечающей зарубежным стандартам на отечественных предприятиях, обеспечит работой многие отрасли российской экономики.

На власть надейся…
Что же мешает нам рационально и мудро распоряжаться природным достоянием страны - нефтью и газом? Объективные причины и выхода нет? Как разорвать порочный круг сырьевой зависимости, и начать-таки строить постиндустриальное общество? Как заставить банки пойти навстречу инновационному бизнесу?
Все поставленные вопросы требуют взвешенного подхода и поиска адекватного ответа, как в интересах промышленности, так и органов государственной власти.
Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев уверен, что найдутся банкиры готовые предоставлять финансовые средства под проекты «высокого передела», но им необходима уверенность в устойчивости предприятия, рискнувшего вложить миллиарды долларов в строительство современного НПЗ. Бизнесмены, в свою очередь, надеются на то, что государство предоставит им гарантии на поставку сырья для производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Несмотря на то, что риски обанкротиться при реализации дорогостоящих проектов необычайно велики, российская нефтехимия продолжает функционировать, и развиваться, за последние годы интерес к ней несколько вырос. В условиях иностранной конкуренции некоторые российские нефтяные и нефтехимические компании пересматривают инвестиционную политику в сторону увеличения капвложений в обновление нефтехимического производства. В секторе нефтепереработки ряд ВИНК инвестируют средства в модернизацию своих НПЗ, но в небольших объемах. Заводы за счет собственных средств ведут техническое перевооружение, внедряют новые технологии, автоматизированные системы управления, заменяют морально и физически устаревшее оборудование. Так, в 2004 году «Ярославнефтеоргсинтез» ввел в эксплуатацию установку висбрекинга, которая является первой из трех основных технологических установок комплекса глубокой переработки. Завершается реконструкция Рязанского НПЗ, основная цель которой - добиться соответствия масел и топлив завода европейским стандартам. На Омском НПЗ введена в строй установка миллионного риформинга, позволившая значительно увеличить выпуск высокооктановых бензинов. С введением в строй комплекса глубокой переработки нефти на «Киришинефтеоргсинтез», предприятие сможет выйти на качественно иной уровень работы. Продукция модернизированного КИНЕФа по качеству и своим характеристикам будет выше европейских стандартов, даже с учетом перспективных требований 2015 года. Получается, что мы можем строить современные производства, разумеется, если захотим.
Для того чтобы стимулировать предприятия к модернизации собственных производств РСПП предлагает отменить пошлины на ввоз технологичного оборудования, не на 9 месяцев, как это сделано сегодня, а на перспективу, которая бы совмещалась со сроками инвестиционной деятельности российских компаний.
Нефтяники хорошо понимают необходимость диверсификации экономики в области ТЭК. Так президент нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов убежден, что нам следует перерабатывать все сырье, добываемое на территории России.
В настоящее время из 100% добываемых углеводородов 50% экспортируются в виде сырья, впрочем, как и 50% от всей продукции переработки. И это притом, что в стране потребляется только 25-27% продукции глубокой переработки! Для государства настроенного на построение постиндустриального общества это недопустимо.

Вместо эпилога
Переход к 2015 году на стандарт Евро-5 потребует инвестиций в переоборудование предприятий, как минимум, на $5 млрд. Кроме того, для строительства новых нефтехимических производств необходимы как дополнительные средства, так и концентрация рабочих ресурсов.
На мой взгляд, для стимулирования нефтехимических производств следует перенести основную налоговую нагрузку с экологически чистых производств на устаревшие и грязные. Таким образом, мы убьем сразу двух зайцев: экономическими методами заставим компании развивать современное производство, а старое - сделаем нерентабельным.
В целях развития нефтегазоперерабатывающей отрасли и нефтехимии необходимо обязать правительство ежегодно формировать списки приоритетных проектов в области переработки углеводородов и на их основе проводить конкурсы по распределению средств Инвестфонда. По мнению президента России В.Путина, возможности дополнительного финансирования за счет государства наиболее интересных проектов не исчерпаны.
Серьезную угрозу инновационному развитию экономики представляет проблема не возврата НДС. Для предприятий глубокой переработки она может обернуться непреодолимой преградой к развитию, поскольку, чем сложнее производство и глубже переработка - тем больше не возвраты.
На этом фоне отрадно осознавать, что исполнительная власть откликается на вызовы времени и делает шаги навстречу бизнесу. Тому примером совместные действия РСПП, Минфина, правительства и Госдумы, направленные на введение поправок в Налоговый кодекс. Концентрация усилий привела-таки к упрощению процедуры возврата НДС. Все вышесказанное стало возможным только благодаря тому, что высшее руководство страны сделало ясный посыл в сторону развития инновационной экономики, и диверсификации производства.
«В нефтегазохимии и лесном комплексе, в угольной и горнорудной промышленности нам нужны новые перерабатывающие предприятия», - заявил президент РФ на встрече с руководством РСПП.
В нынешних условиях это означает, что точка не возврата пройдена: отката назад не будет, и Россия уже в ближайшие годы сорвется с нефтяной иглы и станет развитой высокотехнологичной державой.


НОВОСТИ
16.05

19 мая 2011 года в 10:00 состоится очередное заседание Костромской областной Думы.

подробнее

13.05

16 мая 2011 года в  9:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

10.05

12 мая 2011 года в 12:00 состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

10.05

11 мая 2011 года в 12:00 Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению проводит заседание "круглого стола"

подробнее

06.05

10 мая 2011 года в  10:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

25.04

28 апреля 2010 года в 11:00 состоится круглый стол Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

25.04

27 апреля  2011 года в 10:00 состоится 295-е заседание Совета Федерации.

подробнее

25.04

26 апреля 2011 года состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее


Архив


Тема дня |  Россия-Украина  | Регион |  Россия-Беларусь  | Сенатор | ТЭК | Экология
Публикации | Биография | Документы | Приёмная сенатора | Благотворительность

© 2006 Дума Василий Михайлович