Публикации
Биография
Документы
Приёмная сенатора
Благотворительность
Фото галерея
Тема дня  Россия-Украина  Регион  Россия-Беларусь  Сенатор ТЭК Экология

ТЭК

Как живешь, Союз?

 Василий ДУМА,
заместитель председателя
 Комитета Совета Федерации по природным ресурсам
и охране окружающей среды
СФ ФС РФ


Спору нет, России необходимо отстаивать свои национальные интересы, в том числе за счет снижения транзитных рисков при экспорте нефти в страны Западной Европы и в Украину, но на какую чашу весов положить общую историю братских государств, семейные узы, связывающие людей по обе стороны границы? Неужели амбиции белорусского Президента, теряющего власть без российских нефтяных инъекций, способны спровоцировать ответственных людей в Правительстве России на жесткие действия, перечеркивающие любую надежду на возобновление диалога?
Украинский урок
Мне представляется, что ни при каких обстоятельствах нам не следует оставлять попытки договориться с Белоруссией, тем более что многие требования Минска в отношении пересмотра транзитных тарифных планов небеспочвенны.
Сегодня нет экономически обоснованной альтернативы нефтепроводу “Дружба”, строительство новой магистрали в обход конфликтной зоны может дать лишь сиюминутный выигрыш и ощущение, что риски, исходящие от непредсказуемого соседа, погашены. Но человеческие взаимоотношения полны неожиданностей, и может статься, что альтернативный маршрут повлечет новые проблемы, скажем, ссору с Германией, и что нам тогда останется — искать очередной обход в две, три тысячи километров?
На такие грустные размышления меня наталкивает негативный опыт взаимоотношений России и Украины, повлекший строительство новой нитки трубопровода. В 2000 году у нашей страны было два маршрута транспортировки сырья из Западной Сибири в порт Новороссийска: Самара — Тихорецк — Новороссийск и Самара — Лисичанск (Украина) — Тихорецк — Новороссийск. Первый маршрут имел небольшую пропускную способность, и потому основной поток экспортируемой Россией нефти прокачивался через Украину. Тем самым обеспечивались поставки сырья на местные НПЗ, прежде всего Лисичанский, к слову сказать, принадлежащий российской ТНК еще до ее объединения с ВР. Тогда нефтяные компании вынуждены были платить за транспортировку не только “Транснефти”, но и Украине. Вокруг транзитных ставок ежегодно разгорались горячие споры. Было все, как в обычной семейной ссоре: взаимные обиды и упреки, затем серьезные затраты АК “Транснефть” на прокладку новой магистрали, остановка Лисичанского НПЗ, оставшегося без сырья. Были и крупные неприятности для Киева, связанные с подорожанием бензина в Украине, опустошение приднестровских магистральных трубопроводов, примирение сторон и — в завершение противостояния — заполнение заблокированного “назло соседу” транзитного нефтепровода. Оценивая историю с Украиной, задаешься вопросом: можно ли отказываться от переговорного процесса и резать по живому, когда эмоции захлестывают разум и даже нет желания сесть и хорошенько подумать? На мой взгляд, такой путь заведет нас в тупик. Бизнес требует экономических обоснований и понятной правовой базы. А деньги любят счет. Время все расставило по местам, здравый смысл восторжествовал, и мне бы не хотелось, чтобы Россия еще раз наступала на те же грабли.
Война задвижек
Вернемся к истокам российско-белорусского конфликта. Он во многом похож на российско-украинский, но с той лишь разницей, что харизматическая личность г-на Лукашенко с его порой эмоциональными заявлениями придает противостоянию неповторимый колорит.
С нового года Минск ввел пошлину на транзит российской нефти через территорию республики. Этот поступок можно расценить как беспрецедентный, в мировой практике ничего подобного не было. Понятно, что наша страна отказалась платить Белоруссии немотивированную пошлину. А после того как пришли сообщения о несанкционированных отборах углеводородного сырья на территории братской республики в счет погашения новой пошлины, Россия полностью прекратила прокачку нефти по белорусскому участку нефтепровода “Дружба”.
В итоге перекачка нефти в Европу начиная с 8 января была сорвана. И только после подписания очередного российско-белорусского соглашения поставки жидких углеводородов в европейские государства возобновились в полном объеме. О том, какой ущерб имиджу России был нанесен тогда, говорилось много. Казалось бы, инцидент исчерпан, но неприятный осадок остался, к тому же 23 января Александр Григорьевич заявил, что потребует от России плату за аренду земли под нефтепроводами. Но ведь тарифы на прокачку нефти уже включают в себя все необходимые финансовые составляющие. Это и амортизация магистрали, и плата за недра, налоговая и инвестиционные составляющие, плата за капитальный ремонт оборудования и т. д.
Позже из СМИ Россия узнала, что с 15 февраля на 30 процентов повышаются тарифы за прокачку нефти по территории Белоруссии.
Так, например, в соответствии с постановлением Минэкономики Республики Беларусь тариф “РУП Гомельтранснефть Дружба” на услуги по транзиту нефти по маршруту Унеча (Высокое) — Адамова застава (в направлении Польша — Германия) был повышен на 35 процентов — до 3,5 долл. (без НДС) за прокачку 1 тонны. На маршруте Унеча (Высокое) — Броды — на 31,6 процента, до 1,5 долл. за тонну.
Несогласованное повышение тарифов, похоже, было последней каплей, переполнившей чашу терпения российских чиновников. И госкомпания “Транснефть”, ожидавшая такого результата, заблаговременно приготовилась к хирургическому решению вопроса.
Проект строительства ответвления от нефтепровода “Дружба” — из Унечи Брянской области до питерского порта Приморск протяженностью около тысячи километров и мощностью 50 млн тонн нефти в год был подготовлен в рекордные сроки.
Обходной маршрут, по которому предполагается транспортировать нефть к европейским покупателям танкерами, значительно увеличивает транспортные издержки поставщиков. Средняя стоимость транзита сырья по трубе составит 1—1,5 долл. за тонну на 100 км, а аренда танкера обходится в 7—10 долл. за тонну (при доставке по Черному морю). Так стоит ли овчинка выделки? Мне представляется, что прежде чем начинать столь масштабное строительство, нужно детально просчитать стоимость прокладки трубопровода, определить цену расширения пункта перевалки, аренду танкеров и т.д. и только после этого принимать окончательное решение. Конечно, соблазн стукнуть кулаком по столу за широкой спиной государства и при наличии огромного Стабилизационного фонда необычайно велик, но целесообразно ли это с экономической точки зрения, еще предстоит выяснить.
Цена вопроса
Чтобы оценить масштабы предстоящего строительства, стоит напомнить читателю, что ныне транзитом через Белоруссию прокачивается до 80 млн тонн нефти в год. Кроме этого на НПЗ республики поступает из России около 21 млн тонн нефти ежегодно. Таким образом, ответвление трубы на север “страхует” половину объема поставок по “Дружбе” от так называемого белорусского транзитного риска. Столь энергичной подготовки к хирургической операции по отсечению Белоруссии от нефтепровода “Дружба”, возможно, и не было бы, если бы в недрах Правительства не функционировало мощное силовое лобби. Минпромэнерго РФ предлагает увеличить мощность Балтийской трубопроводной системы с нынешних 65 млн тонн в год до 110 млн. По оценкам специалистов, эти работы могут занять от полутора до двух лет. Глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко заявил, что Россия, “обладая большой территорией и имея морские выходы на север, запад, восток и юг, будет максимально ориентироваться на использование своих возможностей”. По мнению министра, это позволит не только избежать рисков транспортировки углеводородов по транзитным территориям, но и даст импульсы для развития российской экономики, а также расширит географию поставок российских углеводородов на мировом рынке.
Ой ли? Не больно-то много получат российские регионы, по которым, к примеру, пройдет нефтепровод ВСТО. Платежей ноль, одна головная боль — не дай Бог случится авария! Конечно, можно было бы согласиться с логикой в рассуждениях министра, она, безусловно, присутствует, если бы не цена вопроса. За деньги, на которые предполагается построить новый магистральный трубопровод, регионам под силу возвести 3—4 современных нефтеперерабатывающих завода, существенно увеличить глубину переработки, получить сотни новых рабочих мест и создать истинные, а не мнимые очаги экономического роста на территории страны.
На фоне победных реляций сторонников отсечения Белоруссии от нефтяной артерии позиция главы Минэкономразвития РФ Германа Грефа, может показаться слишком мягкой. Однако это не так. Министр, представляющий либеральное крыло в российском Правительстве, убежден, что предстоящее повышение тарифов за прокачку нефти через Белоруссию не приведет к остановке ее транзита. Дело в том, что в межправительственном соглашении между Россией и Белоруссией существует пункт, согласно которому Минск может повышать плату за транзит, но с одной оговоркой: пересмотру тарифа должны предшествовать двусторонние переговоры с последующим внесением изменений в межправительственное соглашение. По словам Г. Грефа, за последние годы Белоруссия не повышала тарифов, и “если будет разумное повышение, то не вижу в этом трагедии”.
Своя игра
Оценивая действия Правительства, мы видим, что либеральный тренд во взаимоотношениях с Белоруссией все же преобладает, поскольку Россия готова выдать Минску беспроцентный кредит для поддержания национальной экономики, задрожавшей с началом нефтегазовой войны, однако это не означает, что Москва будет бесконечно дотировать Белоруссию и терпеть антирыночную политику ее руководства. Реалисты, работающие в Правительстве России, хорошо понимают, что нефтепровод “Дружба” чохом помножить на ноль ни сегодня, ни в обозримом будущем нельзя, и мы будем прокачивать углеводородное сырье по территории Белоруссии еще очень долго, так как существуют долгосрочные, в том числе тридцатилетние, контракты на поставку нефти в страны Западной Европы. Нарушать взятые обязательства выйдет себе дороже. Мы обречены дружить и с Украиной, и с Белоруссией, хочется это кому-то или нет.
И это хорошо понимает А. Лукашенко, проводя свою политику, основанную на противоречиях в российском Правительстве. По мнению главы Белоруссии, в случае перекрытия нефтепровода “Дружба” Россия может потерять выгодный для нее европейский рынок. Об этом Президент Белоруссии заявил западным журналистам, выступая на национальном телевидении. Говоря о планах поставки российской нефти через Балтийский трубопровод, Лукашенко подчеркнул, что “этот путь будет в два раза дороже для России”.
Скептически к идее строительства нефтепровода в обход Белоруссии относятся и поляки. По мнению аналитика Института Собеского Томаша Хмаля, Россия вряд ли закроет нефтепровод “Дружба”, так как этот шаг не имеет экономических оснований. Польский эксперт обосновал свою точку зрения тем, что страна, имеющая наземные нефтепроводы, перед их закрытием должна договориться с покупателями сырья о продолжении поставок. “Решение о строительстве второй нитки БТС, в обход Белоруссии, кажется больше политическим, нежели экономическим”, — подчеркнул Томаш Хмаль. Однако Белоруссия вполне адекватно понимает свое нынешнее положение и уверена в том, что Москва рано или поздно нефтяной кран перекроет.
По сути, это будет означать конец для А. Лукашенко. По этой причине Минск лихорадочно ищет замену российской нефти, прощупывая всех возможных поставщиков на Западе. В качестве одной из альтернатив поставкам жидких углеводородов из России Минск изучает возможность импорта нефти через Клайпедский (Klaipeda, Литва) морской порт. Мне представляется, что импорт углеводородного сырья из Нигерии или Венесуэлы по мировым ценам ни белорусские НПЗ, ни экономику республики не спасет: цены на топливо, произведенное на том же Мозырском заводе, на западном рынке будут неконкурентоспособны.
На мой взгляд, вина за эскалацию нефтегазового конфликта ложится в равной степени на обе стороны. Безусловно, виновата Белоруссия в том, что, получая приличные доходы от перепродажи нефти, не хотела делиться прибылью с Россией. Но немало дров наломали и наши переговорщики. Мы сами себя загнали в тупик, когда подписали Соглашение о продаже газа в Белоруссию по 44 долл. за тыс. кубометров и тем самым субсидировали экономику соседей, успехами коей до сих пор бравирует Лукашенко. Мы субсидировали модернизацию НПЗ в республике, продавая нефть Минску по внутренним российским ценам, в то время как у нас самих нефтепереработка находится в загоне. А когда опомнились и решили все поставить на места, Белоруссия, по понятным соображениям, взялась корректировать плату за транзит. Это понятно, и здесь я солидарен с позицией Г. Грефа, что необходимо садиться за стол и считать, давить на эмоции Лукашенко фактами и цифрами, а не угрозами перекрыть задвижки.
Что же касается новогодней газовой истории, с которой все началось, то мне представляется, что в российском руководстве существуют силы, которые пытаются сделать себе имя, играя мускулами, и тому наглядное свидетельство демонстративное подписание контракта с Белоруссией под бой новогодних курантов. Это дешевый пиар, не имеющий ничего общего с экономикой. Если мы так будем строить свои взаимоотношения с соседями, то со всеми перессоримся и никакого Стабфонда не хватит, чтобы оплачивать строительство новых трубопроводов вокруг всех и вся. Альтернативы переговорному процессу не существует.

Источник: Журнал «Российская Федерация сегодня»

В обход Киева, Минска...
А далее?
О “трубопроводной “стратегии” России
Россия пухнет от нефтяных денег. Желание потратить их изъявляют многие, но Минфин пока что как зеницу ока бережет накопления и никого к ним близко не подпускает, хотя разумных предложений по финансированию инфраструктурных проектов хоть отбавляй. В то же время соблазн показать кузькину мать г-ну Лукашенко, испытывающему терпение Москвы своими транзитными капризами, столь велик, что АК “Транснефть” уверенно рапортует о скором запуске строительства второй нитки БТС Унеча — Великие Луки — Приморск в обход Белоруссии. В руководстве компании уверены: выбрано правильное решение. Ждут только отмашки Правительства.
Ссора с братским государством может дорого обойтись россиянам: за 1000 км трубы пропускной мощностью от 50 до 75 млн т нефти в год придется заплатить от 2,5 до 3,5 млрд долл.

НОВОСТИ
16.05

19 мая 2011 года в 10:00 состоится очередное заседание Костромской областной Думы.

подробнее

13.05

16 мая 2011 года в  9:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

10.05

12 мая 2011 года в 12:00 состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

10.05

11 мая 2011 года в 12:00 Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению проводит заседание "круглого стола"

подробнее

06.05

10 мая 2011 года в  10:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

25.04

28 апреля 2010 года в 11:00 состоится круглый стол Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

25.04

27 апреля  2011 года в 10:00 состоится 295-е заседание Совета Федерации.

подробнее

25.04

26 апреля 2011 года состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее


Архив


Тема дня |  Россия-Украина  | Регион |  Россия-Беларусь  | Сенатор | ТЭК | Экология
Публикации | Биография | Документы | Приёмная сенатора | Благотворительность

© 2006 Дума Василий Михайлович