Публикации
Биография
Документы
Приёмная сенатора
Благотворительность
Фото галерея
Тема дня  Россия-Украина  Регион  Россия-Беларусь  Сенатор ТЭК Экология

ТЭК

Особая миссия Украины. Руководство страны пытается извлечь максимальные выгоды из ее роли транзитера энергетических ресурсов

Василий ДУМА,
заместитель председателя
 Комитета по природным ресурсам
и охране окружающей среды
СФ ФС РФ


Уникальность географического положения позволяет Украине претендовать на роль крупнейшего транспортного коридора на пространствах Евразии. Сегодня Киев может самостоятельно выбирать варианты прокладки транспортных маршрутов, сводя к минимуму давление извне. Проводя гибкую транспортную политику, Украина порой балансирует на грани возможного, стремясь извлечь максимальную выгоду от диверсификации путей прокачки нефти и газа.

Транзитное государство

В стратегии национального развития Украины особый вес приобретают проекты, которые должны обеспечить Киеву участие в формировании международных транспортно-коммуникационных  сетей. Речь идет о доставке каспийских энергоресурсов как на внутренний, так на международные рынки, а так же о транзите российского и среднеазиатского газа и нефти в страны Евросоюза.
Эти сложные и масштабные задачи определены в Национальной программе «Нефть и газ Украины до 2010 г.». Стране предстоит провести реконструкцию и модернизацию газотранспортной инфраструктуры, принять участие в создании новых межгосударственных систем по транспортировке нефти и природного газа, завершить реализацию проекта по расширению Балканского газового коридора, проходящего по территории Украины, а также попутно решить другие, не менее важные, проблемы. Потенциал динамично развивающейся экономики республики, в частности предприятий нефтегазового сектора, позволяет надеяться, что большинство целей, намеченных Национальной программой, будут достигнуты. Гарантом тому - хорошие экономические показатели большинства национальных компаний занятых прокачкой углеводородного сырья.
Так, ОАО «Укртранснафта», украинский монополист по транспортировке нефти, в январе-апреле 2007 г. увеличило объем транзита сырья на 29,8% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. - до 13 млн 764 тыс. т. По системе «Магистральные нефтепроводы «Дружба» прокачано 8 млн 673,3 тыс. т, по «Приднепровским магистральным нефтепроводам» - 8 млн 988,3 тыс. т.
ОАО «Укртранснафта» в январе-апреле 2007 г. доставило на нефтеперерабатывающие заводы страны 3 млн 915,6 тыс. т нефти, и это не предел, поскольку перерабатывающая отрасль Украины динамично развивается.
Что же касается газа, то его транзит через Украину в страны СНГ в начале нынешнего года сократился ввиду небывало теплой зимы.
Относительно неплохо функционирует и «Укртрансгаз», оператор газотранспортной системы Украины. В 2006 г. компания обеспечила доставку внутренним потребителям 7,2 млрд м3 природного газа, что на 22,3%, или на 2,8 млрд м3 меньше, чем в январе 2006 г. Это также объясняется климатическим фактором.
Главная газотранспортная компания Украины эксплуатирует 71 компрессорную станцию общей мощностью 5380 МВт, 12 подземных хранилищ газа вместимостью более 30 млрд м3 и 1425 газораспределительных станций.
RosUkrEnergo (швейцарская компания в которой 50% акций имеет «Газпром» и созданная исключительно для организации поставок туркменского газа) и аффилированная с ней «УкрГаз-Энерго» в октябре 2006 г.  подписали соглашение, согласно которому последняя обязуется поставить на Украину в 2007 г. не менее 55 млрд  м3 природного газа по цене 130 долларов за 1 тыс. м3. В 2006 г. стоимость «голубого топлива» составляла 95 долларов, то есть теперь она возросла на 37%. Причиной этого стало повышение цены на туркменский газ с 65 до 100 долларов за 1 тыс. м3, на которое в прошлом году согласился «Газпром». Можно ли было поторговаться - до сих пор неясно.
Руководство «Нафтогаза» заявило, что компания будет стремиться ввести своих представителей в координационный совет RosUkrEnergo. Я считаю такую политику оправданной. «Нафтогаз Украины» обязательно должен иметь голос в данном органе с тем, чтобы государство могло эффективно влиять на процедуру принятия решений, непосредственно касающихся поставок газа в страну. То есть важно найти баланс интересов в этом вопросе.
Кроме того, «Нафтогаз Украины» и «Газпромом» создали на паритетных началах ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». Этот консорциум выступает заказчиком сооружения газопровода Богородчаны - Ужгород протяженностью 234 км, являющегося участком магистрального газопровода Новопсков (Россия) - Ужгород (Украина). Хотя сегодня его строительство заморожено ввиду отсутствия спроса на газ, ситуация в любой день может поменяться.
Сегодня нет никаких оснований пересматривать схему взаимодействия между Средней Азией, Россией и Украиной. Она достаточно надежно функционирует, доказала свою жизнеспособность и дает неплохие прибыли всем участникам. Система договоров на поставки среднеазиатского газа предполагает ежегодную корректировку ставок транзита. Поскольку у сторон нет разногласий по ценам, объемам, и условиям транспортировки, то на 2007 г. данная ставка осталась без изменения. В дальнейшем же все будет зависеть от того, как будет складываться макроэкономическая ситуация. Судя по всему, тарифы на транзит не претерпят резких колебаний в обозримом будущем.
Среднеазиатского «голубого топлива» вполне достаточно для удовлетворения растущих потребностей Украины. В «Газпроме» утверждают, что в 2007-2008 гг. Туркменистан увеличит объемы экспортных поставок с 42 млрд до 50 млрд м3. Кроме того, ожидается расширение экспорта газа из Узбекистана и Казахстана за счет разработки новых месторождений.

Узел напряженности

Если в сфере транзита газа из России в Европу через территорию Украины основные проблемы более или менее урегулированы, то вопросы, связанные с поставками нефти в страны Евросоюза до сих пор остаются болевой точкой во взаимоотношениях двух славянских государств. Так, Украина и Польша намерены продлить нефтепровод Одесса - Броды, ныне работающий в реверсном направлении, до польского города Плоцк, а, в дальнейшем и до Гданьска, с целью поставок каспийской нефти в Европу. Попутно Киев намеревается снизить зависимость украинских НПЗ от российской нефти.
Идея использовать данный нефтепровод для транспортировки прикаспийской нефти в обход России родилась давно и по сей день очень болезненно воспринимается в Москве. Украина и Польша ведут переговоры на эту тему с Казахстаном и Азербайджаном. Если Баку безоговорочно поддерживает создание альтернативного маршрута, то Казахстан, не желающий осложнять отношения с Москвой, в марте 2007 г. указал на необходимость участия в этом проекте и России, что плохо стыкуется с идеей диверсификации нефтяных экспортных маршрутов, интенсивно продвигаемой украинским руководством…
Апофеозом переговорного процесса по трубопроводу Одесса - Броды стал саммит глав пяти государств в Кракове, проводившийся одновременно с переговорами в Туркменистане, где Москва одержала убедительную победу, не позволив проложить Транскаспийский газопровод в обход России. В Кракове обсуждали создание новой «энергетическая оси», но уже без участия России. В ходе саммита Украина, Польша, Грузия, Азербайджан и Литва договорились о создании компании для решения вопросов энергообеспечения - в том числе для реализации проекта трубопровода Одесса - Броды - Плоцк. Похоже, потребители в Евросоюзе не будут возражать, если будут сооружены оба вышеупомянутых нефтепровода, поскольку они не мешают друг другу. Что же касается строительства Прикаспиийского газопровода вместо Транскапийского, то он может вызвать неприятие у ярых противников «однополярного энергетического мира».
По словам президента Украины Виктора Ющенко, прокладка нефтепровода до Гданьска оптимизирует региональные возможности с перспективой «создания новой концепции энергетической безопасности». При этом украинский лидер подчеркнул, что трубопровод в Польшу «не является проектом, направленным против кого-то».
Очевидно, что помимо России ни одно государство СНГ, включая Казахстан, не является полностью самостоятельным в принятии решений, екасающихся транспортировки углеводородов. Тем не менее, украинское правительство делает все возможное, чтобы выстроить собственную независимую энергетическую политику. Россия имеет существенные рычаги влияния на транзитную стратегию Украины и Белоруссии, но лишь до тех пор, пока на полную мощность работают нефтепровод «Дружба» и система магистральных газопроводов. Но хочешь, не хочешь, а нам придется считаться с национальными интересами (а зачастую и прихотями) как Минска, так и Киева. Конечно, грядущий запуск Северо-Европейского газопровода и магистрали Nabucco существенно ограничит влияние Украины и Белоруссии, как транзитных государств, но сегодня нам все же следует договариваться с соседями, и здесь опыт создания совместных российско-украинских предприятий может оказаться как нельзя кстати.
Так что давайте ценить многолетние деловые и дружеские связи между Россией и Украиной, давайте, наконец, научимся договариваться.

Источник: Журнал Нефть России


НОВОСТИ
16.05

19 мая 2011 года в 10:00 состоится очередное заседание Костромской областной Думы.

подробнее

13.05

16 мая 2011 года в  9:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

10.05

12 мая 2011 года в 12:00 состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

10.05

11 мая 2011 года в 12:00 Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению проводит заседание "круглого стола"

подробнее

06.05

10 мая 2011 года в  10:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

25.04

28 апреля 2010 года в 11:00 состоится круглый стол Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

25.04

27 апреля  2011 года в 10:00 состоится 295-е заседание Совета Федерации.

подробнее

25.04

26 апреля 2011 года состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее


Архив


Тема дня |  Россия-Украина  | Регион |  Россия-Беларусь  | Сенатор | ТЭК | Экология
Публикации | Биография | Документы | Приёмная сенатора | Благотворительность

© 2006 Дума Василий Михайлович