Публикации
Биография
Документы
Приёмная сенатора
Благотворительность
Фото галерея
Тема дня  Россия-Украина  Регион  Россия-Беларусь  Сенатор ТЭК Экология

ТЭК

Бензиновая лихорадка

Василий ДУМА, заместитель председателя
 Комитета по природным ресурсам
 и охране окружающей среды
СФ ФС РФ


Нынешний рост цен на моторное топливо еще в прошлом году предрекали многие эксперты, справедливо приводя в пример ситуацию вокруг украинского топливного кризиса, когда рынок очень жестко отреагировал на неуклюжую попытку административного регулирования. Но Россия не Украина и в стране, где большая часть нефтегазового сектора находится в руках государства, можно было бы ожидать более мягкого преодоления сезонного ценового обострения.

Тем не менее, осенью 2006 года мы имеем ситуацию худшую, чем та на которую рассчитывали. За первое полугодие средняя стоимость бензина выросла на 4,6 %. По данным Росстата, с начала года рост цен на автобензин составил к началу сентября 9,3% (в августе 5,4%). И это притом, что инфляция за тот же период оказалась немного меньше — 7,1%. Только за первую неделю августа цена бензина в России выросла на 1,6 %, что в 4 раза выше аналогичного показателя июля. В сентябре пагубная тенденция набирала обороты: только за первую декаду  цены на бензин и дизельное топливо в среднем увеличилась на 2%, а по отдельным маркам даже на 3%.

У компаний развязаны руки
Почему компании нарушили обет, данный правительству придержать рост цен до 1 января 2007 года, вопрос вопросов.
Версию происходящего, ту, что лежит на поверхности, тотчас решила отработать Федеральная антимонопольная служба. Она  предположила наличие неких договоренностей между теми, кто хозяйничает на  рынке нефтепродуктов. Руководитель ФАС Игорь Артемьев уже заявил, что его ведомство готовит целый ряд дел по факту картельных сговоров на розничном рынке бензина. Досталось и президенту Московской топливной Ассоциации (МТА) Евгению Аркуше, что тот, дескать, своими выступлениями в прессе это самое повышение цен на бензин и накликал. На мой взгляд, такой подход в известной степени упрощает ситуацию, выводит из поля зрения первопричины бензиновой лихорадки, останавливая внимание на последствиях болезни, на ее наиболее ярких проявлениях. При этом остаются незамеченными истинные причины роста цен на топливо, а они вызваны затянувшейся стагнаций нефтеперерабатывающего комплекса России, отсутствием реальных шагов по осуществлению комплексной модернизации отрасли.

У каждого свой интерес
По мнению нефтяников, топливо на внутреннем рынке дорожает оттого, что налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина, привязаны к мировым ценам на нефть, что в свою очередь, тормозит приток инвестиций в нефтеперерабатывающую отрасль. Нефтяники утверждают, что  в скором времени бензин станет дорожать еще из-за недостатка предложения, поскольку нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в стране не прибавляется, а парк автомобилей растет с каждым годом.  Правительство, не разделяет этой точки зрения. В Минэкономразвития считают, что «нефтянка» на фоне остальной промышленности попросту жирует. По словам заместителя министра экономического развития Андрея Белоусова, рентабельность отрасли составляет 40%, тогда как в машиностроении не более  3—5%.
В начале сентября глава МЭРТ РФ Герман Греф сообщил о том, что российское правительство намерено проводить консультации с нефтяными компаниями по поводу сдерживания роста цен на бензин. По итогам 8 месяцев 2006 года цены на топливо выросли на 9,3%, опередив прогноз по инфляции на весь год (9%). Такое положение никак нельзя назвать нормальным.
Получается, что власти и нефтяники говорят на разных языках и администрированию нет альтернативы? Я думаю, что компромисс будет найден, как только в диалоге сторон исчезнут менторские нотки, и желание поднять нефтеперерабатывающую отрасль с колен объединит власть и бизнес. Попробуем разобраться в сути событий. Так, по оценке Информационного центра «Кортес», в первом квартале 2006 года было экспортировано 609 тыс. 700 тонн высокооктанового бензина и 655 тыс. 400 тонн низкооктанового. А во втором квартале на экспорт было отправлено уже 1 млн 233 тыс. 800 тонн высокооктанового топлива и 595 тыс. 800 тонн низкооктанового. А это 22% произведенного в стране бензина. Мы видим, что нефтяные компании фактически удвоили экспорт, очевидно в ущерб предложению на внутреннем рынке. Почему это произошло, другой вопрос. В дополнение Московский, Киришский, Нижегородский, Куйбышевский, и Хабаровский нефтеперерабатывающие заводы снизили объемы выпуска высокооктанового топлива из-за профилактических работ. Если к этому прибавить сентябрьское увеличение экспортной пошлины на нефть до $237,6 за тонну то станет ясно, что очередное пополнение бюджета будет происходить не за счет нефтяников, а за счет кошельков автомобилистов. Будьте уверены, своими издержками хозяева НПЗ по-братски поделятся с населением. В чем мы и убеждаемся на заправках.
Существует несколько рецептов, способных разорвать порочный круг и сделать систему производства моторного топлива самоуправляемой и не нуждающейся в администрировании.
Во-первых, правительству следует найти управу на производителей фальсифицированного топлива. Чтобы убедиться в том, что в России нас продолжают выпускать суррогаты достаточно взглянуть на статистику. Бензина с октановым числом 80 у нас производится больше, чем потребляется, а с октановым числом 95 — наоборот — потребляется больше, чем производится. Кроме того, наша страна до сих пор официально импортирует из Китая и Румынии тетраэтилсвинец, основной компонент присадок, с помощью которых 80-й бензин превращают в 95-й. По данным Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации, около трети продающегося в российской столице топлива не соответствует требованиям по качеству (по данным Минпромэнерго — 16%). МТА утверждает, что в отдельных регионах на заправках мы имеем от 50 до 90% ! топлива произведенного отечественными «бодяжниками»!
До тех пор, пока бензин можно дешево и безнаказанно фальсифицировать с помощью присадок, ни один НПЗ не будет вкладывать средства в обновление производства. У нефтяников должны появиться стимулы развивать нефтепереработку и реализацию топлива на территории России!

Реформы? После выборов…
Решением этих вопросов правительство намерено заняться вплотную с введением в России стандартов топлива Евро 2 и Евро 4. В частности, предполагается изменить акцизную политику в отношении производителей бензина. В МЭРТ предлагают разделить топливо на экологические классы. Чем выше качество бензина (меньше серы, свинца и других примесей), тем меньше акциз. Это правильный подход и я уверен, что нефтяники его поддержат. Нефтяные компании надеются, что правительство, наконец-таки отменит привязку НДПИ к мировым ценам на нефть. А пока сохраняется положение, при котором рост цен на нефть увеличивает налоговый пресс на компании, не оставляя им возможности для дополнительного заработка, а следовательно и для инвестиций, отношение ВИНК к собственной нефтепереработке не изменится. Действие фиксированной ставки НДПИ для нефтяников заканчивается 31 декабря 2006 года. Ей на смену с 2007 года придет адвалорная ставка (устанавливается в процентах от стоимости добытого сырья).  Ее применение снимет остроту ситуации, но только лишь отчасти. До сих пор остаются без ответа настойчивые просьбы нефтяников к правительству отвязать НДПИ от уровня мировых цен на нефть и заняться проблемой стареющих нефтеперерабатывающих заводов. Рассмотрение в Госдуме РФ поправок по дифференцированию налога на различные марки бензина, стимулирующих производство моторного топлива с высоким октановым числом, намечено на следующий год. Тем временем, стоимость бензина в России приближается к европейским стандартам, а уровень жизни соотечественников падает из-за роста цен. И мы имеем стихийные выступления граждан, которые к счастью, пока не носят массовый характер.
Обидно признавать, но в развитии современной нефтепереработки у нас, по большому счету, никто не заинтересован. Отсюда и те половинчатые меры, что предпринимает правительство и вялые попытки администрирования компаний. Правительство не трогает ВИНК, поскольку приближаются час голосования. Компаниям проще снимать рентные сливки и минимизировать свои затраты. Кабинету министров легче договориться с крупным бизнесом, чем накануне выборов затевать рискованные реформы. Баланс интересов?

НОВОСТИ
16.05

19 мая 2011 года в 10:00 состоится очередное заседание Костромской областной Думы.

подробнее

13.05

16 мая 2011 года в  9:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

10.05

12 мая 2011 года в 12:00 состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

10.05

11 мая 2011 года в 12:00 Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению проводит заседание "круглого стола"

подробнее

06.05

10 мая 2011 года в  10:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

25.04

28 апреля 2010 года в 11:00 состоится круглый стол Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

25.04

27 апреля  2011 года в 10:00 состоится 295-е заседание Совета Федерации.

подробнее

25.04

26 апреля 2011 года состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее


Архив


Тема дня |  Россия-Украина  | Регион |  Россия-Беларусь  | Сенатор | ТЭК | Экология
Публикации | Биография | Документы | Приёмная сенатора | Благотворительность

© 2006 Дума Василий Михайлович