Публикации
Биография
Документы
Приёмная сенатора
Благотворительность
Фото галерея
Тема дня  Россия-Украина  Регион  Россия-Беларусь  Сенатор ТЭК Экология

ТЭК

Сахалин: схватка за ресурсы

Виктор ОРЛОВ,
председатель Комитета
по природным ресурсам
и охране окружающей среды
СФ ФС РФ

Василий ДУМА,
заместитель председателя
 Комитета по природным ресурсам
 и охране окружающей среды
СФ ФС РФ

Пристальное внимание Москвы к проекту «Сахалин-2» обусловлено не столько значительными запасами углеводородов, что по соглашению о разделе продукции более 10 лет разрабатываются иностранным консорциумом, сколько откровенным пренебрежением оператора проекта компании «Sakhalin Energy Investment Company Ltd» к основам российского природоохранного законодательства. Если Соглашение, ущемляющее национальные интересы России защищено «дедушкиной оговоркой» и оспорить его возможно лишь в Стокгольмском суде, то козырная карта экологов значительно расширяет возможности влияния государства на несговорчивого инвестора. Нарушения очевидны и у России появляются козыри в неравной схватке за собственные ресурсы. Казалось бы, вхождение Газпрома в проект сняло большую часть противоречий, но этого не случилось, экологические проблемы оказались лишь надводной частью айсберга. За нее потянули, и на поверхности оказались несправедливые межбюджетные отношения Центра и регионов, неэффективная работа федеральных чиновников, низкая квалификация разработчиков СРП, то есть те причины, о которых до последнего времени говорить было не принято.

Комиссия Совета Федерации по изучению ситуации вокруг проекта «Сахалин-2» определила, что соглашения о разделе продукции с участием иностранных компаний являются одной из наиболее распространенных в мире форм привлечения крупных инвестиций и новейших технологий в экономику государств, не имеющих возможности самостоятельно развивать дорогостоящие инвестиционные программы. Грамотно написанное и уверенно реализуемое соглашение о разделе продукции способствует наиболее полному и справедливому изъятию нефтяной ренты и может применяться для реализации проектов добычи нефти и природного газа, прежде всего, на континентальном шельфе.

Раздел в интересах Запада

Эти выводы справедливы при условии высокопрофессиональной подготовки Соглашения, которым обеспечивается максимальная защита интересов государства. Между тем в России, на примере подготовки первого соглашения о разделе продукции «Сахалин-2» прослеживается как раз обратное. Разобравшись в деталях и сути Соглашения, которому сегодня более 10 лет, оценив ход работ по его реализации, Комиссия установила, что условия соглашения обеспечивают максимально возможную защиту экономических и правовых интересов иностранных инвесторов, но никак не России.
В основу выводов сделанных сенаторами можно поставить хотя бы тот факт, что текст соглашения является конфиденциальным, а применительным правом для его реализации является, не российское, а законодательство штата Нью-Йорк США. Плюс ко всему разрешение любых споров осуществляется в Стокгольме, в Швеции, а не в Москве. О каких национальных интересах России тут можно говорить, спросить бы у авторов Соглашения?!…
В случае расторжения СРП «Сахалин-2» между Государством и компанией, Российская Федерация не вправе вести разведку, освоение и разработку лицензионных участков до тех пор, пока Компании не будут возмещены все понесенные затраты.
В тексте документа не зафиксирована начальная сумма капитальных вложений и порядок ее уточнения в зависимости от конъюнктуры цен на товары, работы и услуги на мировом рынке и в Российской Федерации. В документе так же отсутствуют экономические санкции за невыполнение сроков и объемов работ, невысокое качество проектирования, строительства и эксплуатации объектов.
И, сегодня, спустя 11 лет после вступления в законную силу Соглашения «Сахалин-2» мы видим, как каждая недодуманная и не прописанная буква в документе аукается нам необоснованным ростом возмещаемых затрат, серьезным экологическим ущербом нанесенным уникальным природным объектам, повышенными рисками техногенных катастроф. За период реализации проекта «Сахалин-2», с 1996 г. по 2007г. произошли значительные изменения в его технико-экономических показателях. Так, в результате проведенных геологоразведочных работ начальные извлекаемые запасы на Лунском и Пильтун-Астохском лицензионном участках (по состоянию на ноябрь 2006 г.) значительно увеличились. Запасы нефти возросли с 96,3 до 126 млн. тонн (131%), по газовому конденсату с 38 до 50 млн. тонн (132%), по природному газу с 459 до 651 млрд. м. куб (142%).
Принятая для расчетов цена нефти в 34 долл. США/баррель за названный период увеличилась фактически до 60 долл. США/баррель. В то же время мы видим, как, несмотря на продолжающийся рост цен на энергоносители, происходит значительное ухудшение общих технико-экономических показателей проекта. При общих инвестициях, предусмотренных ТЭО на весь срок его реализации до 2045 года включительно в сумме 10,3 млрд. долл. США, фактические затраты в 2006 г. составили около 10,7 млрд. долл. при значительной незавершенности строительства основных производственных объектов. Для реализации проекта в целом инвесторы предлагали увеличить общий объем инвестиций до 21, 9 млрд. долл. США, в том числе капитальные затраты до 2014 года в размере 19,9 млрд. долл. США. По оценкам специалистов дополнительное впрыскивание денег может привести к увеличению срока окупаемости инвестиций с 2009 -2010 года до 2014-2015 гг. и снижению доли прибыльной продукции государства.

Все дорожает…
Но будем справедливыми к иностранным инвесторам, не все ж их ругать. По данным ОАО «Зарубежнефть» и Главгосэкспертизы России удорожание проекта во многом произошло по объективным причинам. За период 2001-2005 гг. цены на материалы, оборудование и услуги возросли от 2 до 2,5 раз, что привело к возрастанию стоимости строительно-монтажных работ в среднем по России в 2,1 раза, а по Сахалинской области в 2 раза, в нефтедобывающей промышленности в 2,5 раза в газовой в 2,3 раза. На удорожание проекта также оказало влияние внесение изменений в ТЭО связанные с сохранением западной популяции серых китов и изменением технических, технологических решений на стадии рабочего проектирования, как по опорным частям платформ, так и по трассе береговых трубопроводов. Не обошлось без изменений ТЭО и при проектировании других объектов строительства.
Важно отметить, что удельные показатели затрат при реализации проекта «Сахалин-2», в сравнении с удельными затратами для известных действующих проектов не выходят за границы определяемые мировой практикой.
Так, удельные затраты на одну тонну сжиженного природного газа по проекту оцениваются в 405 долл./тонну-год при известном показателе для введенных в эксплуатацию заводов от 260 до 600 долл./тонну-год. Удельные затраты на строительство береговых трубопроводов – 46,4 долл./дюйм*м так же находятся в пределах адекватных величин (в зарубежной и отечественной практике от 20 до 70 долл./дюйм*м).
Строительство объединенного берегового технологического комплекса – обошлось Консорциуму существенно дешевле (2371 долл. США/барр н.э.*сут) чем аналогичная стройка, но уже за пределами России (4500 доллл./барр н.э.* сут.)
Если говорить о значительном превышении затрат, то оно допущено лишь при строительстве морских трубопроводов – 267 долл. США /на дюйм*м при сложившейся мировой практике аналогичных затрат в диапазоне 80- 200 долл. США /на дюйм*м. Но и этому феномену есть объяснение. Удорожание работ связано с тяжелейшими климатическими условиями в зоне промысла, ледовой обстановкой 8 месяцев году и непрекращающимися штормами.
Отдельная история с экологическими вопросами, возникшими у Росприроднадзора к оператору проекта. Нарушений у Sakhalin Energy здесь оказалось больше чем достаточно, что, опять же, это напрямую связано с невысоким качеством проработки Соглашения на этапе его подписания.
По заключению Росприроднадзора, Россельхознадзора и других российских контролирующих органов, действия компании являются неэффективными и зачастую вступают в противоречие с российским законодательством. В последние годы в компании Sakhalin Energy был ослаблен контроль над деятельностью российских подрядчиков, что привело к массовым нарушениям природоохранного законодательства, грубейшими отступлениям от проекта строительства, и это серьезно усложнило контроль со стороны РФ за исполнителями работ. Ситуацию удалось исправить только после вхождения в проект российского участника – ОАО Газпром. Смета капитальных затрат на реализацию второго этапа проекта «Сахалин-2» в обновленном составе участников на период до 2014 года утверждена наблюдательным советом соглашения о разделе продукции (СРП) в размере $19,4 млрд. Это на $0,5 млрд меньше, чем изначально предлагал оператор проекта ($19,9 млрд до 2014 года и $21,9 млрд - на весь срок реализации проекта до 2045 года). Вместе с тем, названная сумма на $1,8 млрд больше, чем лимит затрат на второй этап реализации проекта до 2014 года, который предложила установить ОАО«Зарубежнефть», привлеченная государством для проведения научно-исследовательской работы по обоснованности увеличения затрат на втором этапе проекта. Мы видим, что компромисс достигнут, и он заключается в том, что сторонам удалось-таки согласовать механизм, направленный на повышение эффективности проекта и обеспечение защиты экономических интересов государства. К сожалению, открытости в договорной базе проекта добиться так и не удалось, документ, как носил конфиденциальный характер, так конфиденциальным и остался и насколько в нем учтены интересы России, в подробностях осведомлены разве что в Газпроме.

У каждого своя, правда
За летний период, уже в обновленном составе участников Соглашения, компания провела большую работу по устранению нарушений выявленных Росприроднадзором. В итоге ситуация вокруг реализации проекта существенно улучшилась.
Комиссия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в период с 5 по 10 августа провела очередную проверку объектов инфраструктуры проекта «Сахалин-2», включая морскую платформу «Моликпак», объединенный береговой технологический комплекс (ОБТК), завод сжиженного природного газа (СПГ) в пос. Пригородное и магистральный трубопровод.
У Ростехнадзора по Сахалинской области, больше всего замечаний возникло по магистральному трубопроводу. Он в, основном, проложен, однако осталась наиболее трудная часть работ - прокладка трассы на 16 участках, пересекающих тектонические разломы. По каждому из них подготовлены отдельные проекты, которые прошли экспертизу промышленной безопасности. Большая часть документов утверждена Ростехнадзором, оставшаяся - находится на стадии утверждения.
Проблема в том, что российские компании-подрядчики не получили в у проверяющей стороны лимиты на размещение отходов: 2,5 млн кубометров грунта, который будет изъят при подготовке участков - его попросту некуда девать. При укладке труб на место вынутого грунта уложат щебень, песок и керамзит, с тем, чтобы обеспечить максимальную гибкость трубы в моменты возможных землетрясений. Сейчас Sakhalin Energy и ее подрядчик ООО «Старстрой» не знают, что делать с землей. Определятся, и проблема будет решена. Что же касается реконструкции платформы «Моликпак», то Sakhalin Energy до ноября планирует завершить все работы. В настоящее время идет монтаж оборудования, необходимого для обеспечения круглогодичной добычи и транспортировки нефти по магистрали на юг Сахалина к отгрузочному терминалу поселка Пригородное.
По оценкам экспертов сегодня буровая платформа находится в хорошем техническом состоянии, претензии к ней не предъявляются. На заводе СПГ, на юге острова с 5 июля идут пуско-наладочные работы, и в порядке их проведения контролирующие структуры так же не усматривают никаких нарушений. Так что же так волнует экологическую общественность и научное сообщество? Чем за 11 лет существования проекта «Сахалин-2» компания Sakhalin Energy насолила российским ученым и экологической общественности? История противостояния сахалинских экологов и нефтяников Консорциума давняя, в двух словах не передашь тот накал страстей, которым сопровождался буквально каждый шаг в производственной деятельности Компании.
По оценкам специалистов главная проблема заключается в том, что в местах строительства трубопровода начали сходить искусственные оползни и сели. Это произошло вследствие того, что при строительстве трубы изъятые грунты сползали в русла селеопасных рек, растекались по крутым склонам сопок. Если трубопровод достроят, то это будет катастрофа для Сахалина, убежден Николай Казаков, заведующий лабораторией лавинных и селевых процессов Сахалинского филиала Дальневосточного геологического института ДВО РАН. По словам ученого при создаваемом уровне защиты от опасных природных процессов трубопровод просуществует несколько лет и затем будет разом разрушен во время выхода глубокого циклона или дождливого лета в результате гидрологических процессов, селей и оползней.
По словам, ученого, наиболее проблематичные участки трубы существуют в Макаровском, Долинском, Смирныховском и Поронайском районах.
О.Сахалин - это сложная и опасная территория, где природные явления достигают экстремальных значений. Опасения российского ученого не безосновательны, но обжегшись на молоке, все же нельзя только и делать, что дуть на воду…
Нам следует согласиться с тем, что технический прогресс, привносимый на остров вместе с новыми технологиями компанией Sakhalin Energy и российскими субподрядчиками, даст столько плюсов экономике региона и стране в целом, что никому не придет в голову оспаривать целесообразность соглашения о разделе продукции.
Компания Saipem, проектировщик участков магистрального трубопровода на местах пересечения тектонических разломов, в рамках проекта «Сахалин-2», не разделяет опасений г-на Казакова. Менеджер по проектированию магистральных трубопроводов Saipem Пьерпаоло Маттиоцци, убежден, что новые технологии, примененные при строительстве проблемных участков трубопровода, позволят объекту выдержать практически любые нагрузки. Трубы на большинстве тектонических участков будут «обертываться» специальным водонепроницаемым материалом - геомембраной, так, чтобы вода не проникала внутрь траншеи. В болотистых районах, в местах тектонических разломов (например, в Смирныховском районе) труба будет проложена по поверхности болот. Ее участки, проходящие у подножия склонов сопок, оснастят дренажной системой, выталкивающей воду из траншей. Для изготовления труб компания выбрала специальную мягкую сталь, которая позволит проблемным участкам трубопровода выдерживать сильнейшие деформации. По словам г-на Маттиоцци проект «Сахалин-2» соответствуют самым высоким мировым стандартам безопасности. Многие технологии, используемые на тектонических участках трубы, применяются на Сахалине впервые в мире.

Нефть - будущее региона
Было бы несправедливо считать, что реализация проекта «Сахалин-2» принесла России позор и одни лишь неприятности. Хотим мы это признавать или нет, но сахалинское Соглашение является примером самого крупного привлечения иностранного капитала в российскую экономику за период 1996-2006 гг. и главным фактором социально-экономического развития Сахалинской области. И на этот факт обратила особое внимание Комиссия СФ. Регион до заключения СРП буквально находился на грани банкротства и социальной катастрофы. И только благодаря активному строительству объектов проекта «Сахалин-2» в области сегодня отсутствует безработица. Высокая зарплата рабочих и служащих, занятых на реализации Соглашения способствовала повышению зарплаты на других предприятиях Сахалинской области, и это не фоне того, что отток рабочей силы с Востока страны год от года только усиливается.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что строительство в Пригородном крупнейшего в мире завода по сжижению газа неминуемо подтолкнет развитие национальной судоходной промышленности.  Строительство крупнотоннажного танкерного флота – специальных судов для транспортировки СПГ, даст региону не одну тысячу высококвалифицированных рабочих мест…
Не секрет, что сегодня более 50% бюджета Сахалинской области составляют поступления от подоходного налога с физических лиц. Так стоит ли спорить о роли проекта «Сахалин-2» в жизни острова?
В 2006 году на строительных работах было занято свыше 17000 человек, из которых 70% российские рабочие. В дальнейшем, рамках проекта «Сахалин-2» планируется создать 2400 постоянных рабочих мест. До последнего времени поступательное развитие некогда депрессивного региона поддерживалось бюджетным соглашением между Центром и Сахалинской областью согласно которому, начиная с 1994 года, роялти делилось в соотношении 60:40 в пользу Сахалинской области и 50:50 для прибыльной продукции по нефти и газу. Однако с 2005 года это соотношение в одностороннем порядке было изменено федеральной властью на 5:95 для роялти по нефти, 0:100 для роялти по газу и 0:100 для прибыльной продукции по нефти и газу в пользу федерального центра, и это обстоятельство сегодня вызывает всеобщее возмущение у жителей Сахалина.
Можно ли требовать от региона поддержки таких действий федерального Центра, что априори идут вразрез с долгосрочными интересами территорий: замена реальных платежей за пользование недрами вряд ли будет компенсирована даже самым справедливым перераспределением бюджетных средств. На наш взгляд подобный подход к вопросам федерализма не добавляет взаимопонимания и без того не простым взаимоотношениям Центра и регионов. Что собственно и отражено в рекомендациях Комиссии Совета Федерации адресованных Правительству и Федеральному Собранию.
Чтобы не быть голословным, в качестве примера рассмотрим проект газификации Сахалинской области. Он разработан с учетом реализации Соглашения и поступления природного газа в зачет прибыльной продукции, получаемой Сахалинской областью. Между тем изменившиеся соотношение раздела платы за пользование недрами лишает Сахалинскую область доли прибыльной продукции по соглашению и создает дополнительные проблемы для газификации. Мы видим, что в рамках соглашения создается промышленная и социальная инфраструктура, предназначенная как для функционирования проекта, так и обеспечения жизнедеятельности других предприятий и объектов непроизводительной сферы. К их числу относится автомобильная дорога Южно-Сахалиск - Оха, являющаяся единственной автодорогой Сахалина, соединяющей его южные и северные берега. Дорога необходима для технологического обслуживания газопровода, и не только, однако по необъяснимым причинам Минфин России отказывается включить в перечень возмещаемых затрат, расходы на строительство магистрали. Почему – ответа мы не получили.
Наиболее последовательно к проблемам соглашений о разделе продукции  относится Счетная Палата РФ. В своих заключениях она неоднократно отмечала нарушения в ходе реализации Соглашения систематически не учитываемые Правительством РФ. Комиссия Совета Федерации вполне разделяет опасения аудиторов о том, смена федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных решать вопросы реализации соглашений с разделом продукции, частая смена представителей от федеральных органов исполнительной власти в наблюдательном совете, их систематическое отсутствие на заседаниях, никак не способствует своевременному и правильному решению вопросов реализации соглашения, защите интересов РФ.
В то же время Администрация Сахалинской области, Сахалинская областная Дума, члены наблюдательного совета от Сахалинской области ответственно и регулярно занимаются решением проблем, связанных с реализацией соглашения «Сахалин-2». Однако из-за непродуманности условий Соглашения органы региональной и местной власти не имеют полномочий для осуществления действенного контроля над деятельностью компании и привлекаемых ею субподрядчиков. Вхождение Газпрома в проект эту ситуацию пока не изменило, однако контакты с менеджментом Sakhalin Energy на ментальном уровне существенно упростились.
Как исправить ошибки и сохранить то хорошее, что дает России реализация соглашений о разделе продукции? На что следует обратить внимание тем, кому по роду службы предписано блюсти национальные интересы России? На эти вопросы и попыталась ответить Комиссия Совета Федерации, а будут ли учтены ее Рекомендации и выводы, покажет время.

Вместо эпилога
Сегодня нефтегазовая политика руководства России складывается так, что новые Соглашения о разделе продукции вряд ли появятся, во всяком случае, в обозримом будущем, в том числе и на шельфовых месторождениях, однако было бы недальновидно не использовать то хорошее, что привнесли в экономику регионов такие проекты как «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Так строительство завода по сжижению природного газа в поселке Пригородное создало не только точки роста в некогда депрессивном регионе, на Сахалине появилась серьезная перерабатывающая промышленность, а для России в целом открылись новые рынки сбыта, мощный толчок к развитию получила судостроительная отрасль, переориентированная на производство танкеров по доставке СПГ.
Опыт, накопленный при реализации соглашений о разделе продукции, показал, что нельзя оставлять без решения такие проблемы, как трудоустройство десятков тысяч людей занятых на строительстве гигантских производственных объектов – очевидно социальные проблемы региона ставшего площадкой для реализации масштабного инвестиционного проекта без помощи государства, не решить. И мы видим, что государство откликается, ищет пути к взаимопониманию. Так министр природных ресурсов Юрий Трутнев увязывает предоставление лицензий на недропользование с развитием перерабатывающей промышленности, а, стало быть, учитывает интересы региона. Это добрый знак.

Источник: Журнал «Нефть России» №11 2007


НОВОСТИ
16.05

19 мая 2011 года в 10:00 состоится очередное заседание Костромской областной Думы.

подробнее

13.05

16 мая 2011 года в  9:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

10.05

12 мая 2011 года в 12:00 состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

10.05

11 мая 2011 года в 12:00 Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению проводит заседание "круглого стола"

подробнее

06.05

10 мая 2011 года в  10:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

25.04

28 апреля 2010 года в 11:00 состоится круглый стол Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

25.04

27 апреля  2011 года в 10:00 состоится 295-е заседание Совета Федерации.

подробнее

25.04

26 апреля 2011 года состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее


Архив


Тема дня |  Россия-Украина  | Регион |  Россия-Беларусь  | Сенатор | ТЭК | Экология
Публикации | Биография | Документы | Приёмная сенатора | Благотворительность

© 2006 Дума Василий Михайлович