Парламетская газета
|
Мы всегда шли навстречу Киеву, работали рука об руку
|

Письмо Президента Дмитрия Медведева Виктору Ющенко за пять месяцев до выборов главы украинского государства многие восприняли как кульминацию конфликта между двумя странами. Очевидно, что официальный Киев не собирается менять тактику: совсем недавно на Черноморский флот в очередной раз пожаловали судебные приставы с попыткой реквизировать навигационную технику. Как выйти из тупика во взаимоотношениях двух братских народов? На этот и другие вопросы «Парламентской газеты» отвечает член Совета Федерации, председатель Координационного совета украинских общественных организаций России Василий ДУМА.
– Всё, о чём поведал Президент России в письме своему украинскому коллеге, обсуждалось неоднократно на разных уровнях. Можно говорить, что Дмитрию Медведеву стоило потерпеть до январских выборов на Украине, а там, даст бог, отношение к нашей стране изменится. Но сегодня отчётливо видно, что рассчитывать на это не приходится, во всяком случае в обозримом будущем. В этом смысле письмо Дмитрия Медведева одновременно и крик души, и предостережение.
Многие политики, в том числе и я, не раз открыто выступали в печати и на телевидении с негативной оценкой тех или иных действий украинских властей, направленных на размежевание с Россией, на сталкивание лбами братских народов. Сегодня официальный Киев предъявляет претензии, дескать, российская власть открыто наезжает на Ющенко перед выборами. Это, однако, не что иное, как стремление выдать желаемое за действительное и разжечь междоусобные распри. Письмо нашего Президента – острая реакция на конкретные проблемы, решение коих по необъяснимым причинам буксует.
– В послании Дмитрия Медведева обозначены многие узловые конфликты, в том числе и проблемы поставок газа, которые в преддверии отопительного сезона вновь выходят на первый план…
– Украина решилась на модернизацию своей газотранспортной системы без каких-либо согласований с поставщиками «голубого» топлива, то бишь с Россией. Конечно, никто не вправе заставить суверенное государство выбирать себе экономических партнёров, но, согласитесь, недружественные шаги по отношению к нашей стране нелогичны и непоследовательны. Мы всегда шли навстречу Киеву, выручали с поставками топлива в трудные времена, специалисты Газпрома и «Нафтогаза» десятилетиями работали рука об руку. И тут на тебе: дружба дружбой, а денежки врозь.
Мы знаем, что экономика Украины в трудном положении. Европа так и не выделила достаточную финансовую помощь Киеву. Жаль, что только накануне отопительного сезона украинское руководство сделало-таки шаг навстречу Москве, пригласив к участию в работах по модернизации ГТС Россию. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
События прошлой зимы вспять не повернуть. И ответственность Украины за срыв поставок газа в Европу Россия разделила в полной мере, испытав сильнейший имиджевый урон. Но нельзя же в самом деле всё время наступать на одни и те же грабли! Уроки из прошлогоднего конфликта должны извлечь обе стороны.
И Европе, главному потребителю энергоресурсов, следует признать, что именно на Украине, а не в России, есть люди, активно противодействующие транспортировке «голубого» топлива. Возможно, здесь присутствуют чьи-то лоббистские интересы. Но из-за того, что тогда формально наша страна сорвала поставки, мы не можем требовать штраф с Украины за нынешнее двукратное снижение объёмов принимаемого из России газа. Очевидно, что снижение энергетических потребностей Киева – прямое следствие экономического кризиса, и политизировать данный аспект во взаимоотношениях двух государств, на мой взгляд, неуместно.
– Каково наше отношение к стремлению Украины вступить в Евросоюз и НАТО?
– Что касается Евросоюза, то наша страна никогда этому не препятствовала. Но если вы хотите быть в Европе, то и стройте отношения с соседями цивилизованно, по-европейски. И двойные стандарты здесь не применимы. Возьмём, в частности, ситуацию по Черноморскому флоту. Договор о его пребывании на Украине рассчитан до 2017 года, в то же время ещё два года назад, в 2007-м, начались разговоры на самом высшем уровне украинского руководства о том, что российские корабли в Севастополе чуть ли не элемент вражеской оккупации. Если есть проблемы, зафиксированы нарушения – следует обращаться в международные арбитражные суды, но зачем же делать громкие заявления, вбивающие клин между странами!
А если говорить о НАТО, то я убеждён, что процентов 80 украинцев против вхождения в Североатлантический блок: они не понимают, зачем альянс нужен их родине. И не разделяют позицию официального Киева о том, что, дескать, НАТО поможет защититься от возможной агрессии России. Даже в кошмарном сне такую глупость себе представить трудно! Сегодня даже настроенные достаточно радикально украинские политики задаются вопросом – зачем идти на конфликт с Россией? И не находят ответа.
– Как вы относитесь к заявлениям Следственного комитета при Прокуратуре РФ, что во время прошлогоднего грузино-осетинского конфликта на стороне Тбилиси воевали украинские военнослужащие?
– На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что имели место поставки оружия из Украины. Ничего противозаконного в этом нет. Суверенное государство вправе самостоятельно решать, как и с кем торговать, в том числе оружием, и в этом плане заявления официального Киева о том, что «мы не знали, что Грузия будет воевать», можно принять, но с очень большой натяжкой. Украина, конечно же, была в курсе далеко не простых российско-грузинских отношений. Мне хочется спросить у руководства Украины, почему в контрактах о военных поставках так и не появился пункт о предоставлении полной информации всем заинтересованным сторонам – странам – членам СНГ? Отчего такая секретность? Украина могла раскрыть карты. Но не стала этого делать. Я бы не стал утверждать, что украинцы были среди тех, кто расстреливал население. Но инструкторы из Украины в войне участвовали, и они, несомненно, виновны в жертвах агрессии.
Мне бы хотелось, чтобы после заявлений представителей Следственного комитета нормальные люди на Украине задумались – правильно ли они поступали тогда?
И мы далеко не во всём были «паиньками». Но несомненно одно: Россия, защищая свои интересы, никогда не была враждебно настроена по отношению к Украине. Это даже невозможно представить при массовых родственных связях между нашими странами. По последней переписи, 3,5 миллиона украинцев проживают в России, каждый из них имеет хотя бы одного родственника на Украине. Более 20 миллионов выходцев из Украины давно обосновались в России. Я не мог даже предположить, что когда-нибудь мне будет нужна виза для въезда на Украину...
– Накануне выборов в Киеве набирают силу обвинения, звучащие в адрес России, в так называемом имперском давлении на суверенное государство и проводимую им независимую политику. Как следует относиться к подобным заявлениям?
– С тем же успехом можно в подобных грехах обвинять и американцев. У России между тем больше, чем у США, причин беспокоиться о ситуации на Украине – братской стране, с которой мы связаны общей судьбой, родственными связями, историей, наконец. Почему бы нам не лоббировать свои интересы в соседней стране, которой всегда помогали, что в этом предосудительного? Почему мы не должны стремиться к объединению со своими соседями, если тот же Евросоюз выбрал курс на интеграцию?
Не стоит сбрасывать со счетов, что нестабильная обстановка на Украине вредит российскому бизнесу, вложившему немалые средства в совместные проекты, которые паче чаяния могут рассыпаться как карточный домик! Разве мы не должны думать о наших согражданах, которые могут в одночасье потерять на Украине все свои деньги? Хотя, если следовать логике, в сотрудничестве с нашими компаниями, и прежде всего энергетическими, на Украине должны быть заинтересованы буквально все. Отторжение российского бизнеса, которое мы наблюдаем сегодня, – прямое следствие хаоса в верхних эшелонах власти Украины.
– Обратимся к другой стороне отношений – духовной. Визит Святейшего Патриарха Кирилла содействовал сближению России и Украины?
– Многие говорят, что Его Святейшество агитировал за православие, а значит, и за Россию. Но веру нельзя навязать! На встречу с Патриархом Кириллом приходило огромное количество людей – их никто не принуждал, они пришли сами. Говорить о какой-то пропаганде или агитации в вопросах, касающихся религии, на мой взгляд, неуместно. Не следует путать политику и заповеди Господни... Каждому – своё. Богу – богово, а кесарю – кесарево...
Нельзя переписывать историю и вскармливать на этом антироссийскую идеологию на Украине. Нелепо выглядят заявления о голодоморе и о «геройстве» Мазепы и бандеровцев. Справедливости ради скажу – образу нашей страны за рубежом мы не всегда уделяем должное внимание.
Вместе с тем хочу пожелать всей Украине воспринимать Россию не как «старшего брата» и не как «обком», перед которым, не дай бог, придётся постоянно отчитываться, а как страну, которая многие века подставляла плечо своему соседу и никогда его не предавала.
беседовал Никита Вятчанин, фото: АFP, 2009 №40(2382) от 08.09.2009