Публикации
Биография
Документы
Приёмная сенатора
Благотворительность
Фото галерея
Тема дня  Россия-Украина  Регион  Россия-Беларусь  Сенатор ТЭК Экология

Публикации

Финансовый контроль
Точка отсчета. Государство подставило плечо российской геологии.

ДОЛГИЕ ГОДЫ ПОД НЕУТИХАЮЩИЕ ДИСКУССИИ О ТЯЖЁЛОЙ СИТУАЦИИ В ОТРАСЛИ ИДЁТ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР РОССИИ, В НАЧАЛЕ ЛЕТА В ХОДЕ ПОСЕЩЕНИЯ ГОСКОМИССИИ ПО ЗАПАСАМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ВЛАДИМИР ПУТИН ДАЛ ПОРУЧЕНИЕ МИНИСТЕРСТВУ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ПОДГОТОВИТЬ.

ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ. В КОНЦЕ НОЯБРЯ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ СОСТОЯЛИСЬ ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ «О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА», В ХОДЕ КОТОРЫХ БЫЛА ОЗВУЧЕНА В ТОМ ЧИСЛЕ И КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ГОСКОМПАНИИ «РОСГЕОЛОГИЯ».

На этот раз на слушаниях собралась геологическая элита страны: бывшие министры геологии СССР и РСФСР, министры и замминистры разных российских правительств (среди них - Е. Козловский, Л. Ровнин, И. Гаврилов, Б. Яцкевич, Д. Фёдоров, В. Гарипов, А. Варламов и многие другие), ведущие учёные страны, представители вузов и научно-исследовательских институтов.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ БЕДЫ

Вёл заседание председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды В. Орлов. Выступавшие на слушаниях специалисты констатировали, что произошло резкое снижение качества геологоразведочных работ, в критическом состоянии находятся остатки производственного, кадрового, научного, технического и технологического потенциала, рассеянного по разным компаниям.

Обратившийся к участникам слушаний с приветственной речью Председатель Совета Федерации С. Миронов, отметил, что в ходе административных ре форм 90-х годов, когда доминировало мнение, что с финансированием геологоразведки можно подождать до лучших времён, произошло свёртывание целого ряда направлений научных исследований в этой области, резко сократились объёмы разведочных работ, а многие производственные предприятия практически прекратили своё существование. По его мнению, дробление единой геологической службы на отдельные структуры по контролю, нормативно-правовому и хозяйственному обеспечению оказалось неоправданным, и сегодня необходимо укрепление системы государственной геологической экспертизы и контроля.

Год назад в ходе аналогичных парламентских слушаний в Совете Федерации отмечалось, что начавшееся в 1992 году серьёзное падение объёмов геологоразведочных работ привело к системному кризису отрасли, который, несмотря на рост в последние годы объёмов финансирования, только усиливается. Для реализации даже умеренно оптимистичных вариантов энергетической стратегии России необходимо увеличить объёмы геологоразведочных работ в четыре-пять раз по сравнению с нынешним уровнем.

За прошедшие годы значительно сократился поисковый задел: объёмы добычи серьёзно опередили темпы разведки и освоения месторождений и в результате прирост запасов нефти и природного газа по отношению к добыче составляет не более 60 процентов, а по объёмам доказанных запасов нефти Россия и вовсе находится лишь в конце первой десятки мировых нефтяных держав. И это притом, что наша страна является мировым лидером по добыче.

Правда, некоторые эксперты поставили под сомнение достоверность данных о запасах. Так, по оценке главного геолога ФГУ «ГКЗ» А. Чернявского, проект Стратегии основан на устаревшей, некачественной информации, и потому в кратчайшие сроки должны быть проведены работы по корректировке существующих сегодня данных, классификации запасов, а также системы сбора, анализа и обобщения данных.

В выступлении академика А. Конторовича прозвучало предложение провести в ближайшие годы очередную оценку начальных и прогнозных ресурсов нефти, природного газа и конденсата, осуществить геолого-экономическую оценку с детализацией до отдельных участков распределённого и нераспределённого фонда недр.

Наконец, вице-губернатор ХМАО В. Карасев подчеркнул, что для эффективного развития отрасли стоило бы провести анализ каждой нефтегазоносной провинции: на основании полученных данных могли бы быть сформированы конкретные программы геологоразведочных работ с тем, чтобы в дальнейшем увязать их с процессом лицензирования.

Ещё одной проблемой остаётся вопрос установления сроков конфиденциальности геологической информации, поскольку в мировой практике гриф «секретно» если и накладывается, то обычно не на первичные, а на уже обработанные данные. Геологические карты и отчёты в Канаде (как и в США, и в Австралии) относятся к категории «общественного блага» и продаются за символическую цену. Например, геологическая карта в бумажном виде, выпущенная не более двух лет назад, стоит 15 канадских долларов (на CD - 20), а в России минимальный размер платы за геологические данные составляет 10 000 рублей.

В отсутствие доступных геологических данных невозможно ни качественное образование, ни эффективное прогнозирование и развитие. В той же Канаде именно доступность геологической информации является фундаментом развития горнодобывающей промышленности. Понимая это, федеральные службы страны и геологические службы отдельных её провинций поддерживают базы данных, информация о которых бесплатно предоставляется по Интернету.

Некоторые специалисты выступили с отчаянными утверждениями, что российская геология фактически утратила способность к самовосстановлению без активного соучастия государства, а вице-президент Российского геологического общества Л. Оганесян предупредил, что «деструкция геологической службы страны, включая её госсектор, вплотную приблизилась к точке невозврата». Как об одной из наиболее болезненных проблем, он говорил о кадровом голоде, с каждым годом приобретающим всё более угрожающие масштабы. Во время перетряски отрасли произошло размывание профессионального слоя, образовался серьёзный разрыв с младшими поколениями, «в результате мы достигнем того, что преемственности геологических служб не будет, а это означает гибель геологии».

Л. Оганесян подверг критике навязанную геологическим вузам систему двухступенчатой подготовки. По его мнению, она совершенно не пригодна для подготовки инженеров и специалистов геологического профиля, которые, помимо знаний по комплексу естественных и точных наук, должны иметь хорошую инженерную и экономическую подготовку. В свою очередь А. Конторович напомнил о «совершенно неудовлетворительном» научном обеспечении геологоразведочных работ и о том, что науку необходимо развивать и поддерживать.

С. Миронов согласился с тем, что сегодня труд геолога - и производственника, и учёного - в материальном и социальном плане недостаточно защищен. Ключевую роль в восстановлении кадрового потенциала должно, по его мнению, играть государство. Необходима комплексная государственная программа подготовки квалифицированных кадров для отрасли. Особую роль, по его мнению, должны и могут сыграть геологические институты Российской академии наук, на базе которых должны быть созданы центры повышения квалификации геологов по наиболее востребованным специальностям.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проект Стратегии развития геологической отрасли на период до 2030 года, разработанный Министерством природных ресурсов и экологии РФ, участникам Парламентских слушаний представил замминистра МПР С. Донской.

Конечной целью представленной геологической стратегии является устойчивое развитие России и укрепление её позиций на глобальном сырьевом рынке. Для её достижения министерство призывает решить ключевые проблемы обеспечения геологической изученности страны и воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования открытых и разрабатываемых месторождений, развития территорий и предотвращения негативного влияния на население и промышленность опасных геологических процессов и явлений и, как следствие, обеспечить геополитические интересы страны.

Для совершенствования системы геологического контроля Минприроды предложило нормативно закрепить порядок ввода месторождений полезных ископаемых в освоение, определить стадийность геологоразведочных работ, а также регламентировать порядок согласования технических проектов, связанных с пользованием недрами.

В проекте Стратегии подчёркнута необходимость разработки требований к стадиям работ и претендентам на использование государственного заказа в сфере геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также создания прозрачной системы санкций за нарушение условий пользования недрами и установления формализованных оснований для изменения и прекращения права пользования недрами.

Кроме того, для снижения административных барьеров в сфере недропользования и экономического стимулирования геологоразведки предложено совершенствовать порядок предоставления в пользование участков недр федерального значения, провести внедрение заявительного принципа предоставления участков недр, сократить сроки получения лицензий, упростить порядок их предоставления и процедуру корректировки границ участков недр по результатам государственной экспертизы.

Для решения задач экономического стимулирования геологоразведочных работ и рационального недропользования выделены следующие меры: переход на новую систему налогообложения, ориентированную на обложение прибыли, привлечение малого и среднего бизнеса в геологоразведку и развитие рынка рискового капитала. В проекте стратегии затронута и проблема управления горным имуществом, скважинами, выработками. Сегодня в России существует порядка 50 тысяч поисковых скважин, когда-то пробуренных, но впоследствии законсервированных или ликвидированных. Некоторые из них представляют ныне серьёзную опасность для населения и окружающей среды.

О проблеме распоряжения информацией о недрах в ходе слушаний говорили едва ли не все выступавшие. Сегодня геофизическую информацию отечественные компании подчас вынуждены покупать у зарубежных сервисных организаций, причём нередко с условием покупки у них дорогостоящего оборудования. МПР решение этой проблемы видит в построении «единой и непротиворечивой информационной системы управления развитием минерально-сырьевой базы», а федеральная геологическая информация должна быть встроена в вертикально интегрированную систему оборота данными, собираемыми по разным ведомствам и направлениям, и служащей основой для принятия управленческих решений в сфере недропользования высшими органами исполнительной власти.

В сфере научно-технического обеспечения, инновационного развития отрасли стратегией предусматривается:

§   выделение прямых государственных средств на разработку инновационных проектов, важных для решения стратегических задач, которые не могут быть решены частными инвесторами;

§   внедрение системы лизингового финансирования инновационной деятельности в сфере недропользования;

§   предоставление государственных гарантий частным инвесторам, осуществляющим кредитование инновационных проектов или совместное выполнение работ;

§   предоставление налоговых льгот предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность;

§    внедрение различных видов коммерциализации научно-технической продукции и закрепление передовых научно-технических достижений в национальных стандартах, технических регламентах и ведомственных нормативно-правовых актах.

Однако во многих выступлениях в стенах Совета Федерации подчёркивалось, что путь достижения намеченных планов остаётся неясным. «Недостаточно красивых слов, которыми изобилует текст стратегии. Нужны реальные, системные предложения по управлению отраслью, увеличению численности профессиональных кадров, обеспечению финансированием и техническими средствами, нормативными законодательными актами, обеспечивающими связь геологической отрасли с добывающими предприятиями», - заявил президент фирмы «Геосервис», бывший министр геологии СССР Г. Габриэлянц.

В свою очередь Л. Оганесян заметил, что пока существует лишь документ, «обозначающий использование материальных ресурсов геологической отрасли», но стратегия не предусматривает разработку и утверждение госполитики. И в рамках действующего законодательного поля решение проблем геологической отрасли невозможно. В том, что современные российские законы не способствуют эффективности производства в целом и геологии в частности, с ним согласился и председатель Совета Союза старателей России В. Таракановский.

Действительно, найдутся ли в госбюджете необходимые средства на прямые инвестиции? Какие проекты будут отнесены к инновационным? Удастся ли МПР урегулировать с Минфином болезненную проблему сокращения налоговых поступлений из-за новых льгот? И главное -спасут ли положение налоговые льготы при сохранении в стране нынешнего отношения к правам собственности при действующей системе правосудия и т. п.?

ПОД КРЫЛОМ ГОСУДАРСТВА

Реформирование системы управления отраслевыми предприятиями и оптимизацию организационной структуры государственной геологической службы предложено провести путём создания холдинга с рабочим названием «Росгеология» по принципу ведомственного подчинения. Предприятия, которые в своё время отошли МПР России, будут сначала объединены, а затем акционированы. При этом корпорация будет полностью принадлежать государству.

В соответствии с планом, представленным Минприроды, все предприятия отрасли будут распределены по трём блокам:

1* Предприятия, в функции которых войдут хранение геологической информации и выполнение ряда функций Роснедр, в частности, по оценке запасов полезных ископаемых и рассмотрению проектной документации на разработку месторождений, т. е. речь идёт о бюджетных учреждениях информационно-экспертного профиля.

2* Предприятия, созданные на основе действующих институтов, приведённые в режим автономных федеральных учреждений, которые будут получать субсидии из федерального бюджета и обеспечивать информационно-аналитическое сопровождение и выполнение функций по экологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы.

3* Дееспособные производственные и научно-производственные геологические предприятия, находящиеся в государственной собственности, которые будут функционировать в форме открытых акционерных обществ со 100%-ной долей государства. Таким образом, они обеспечат техническое выполнение геологоразведочных работ, в основном тех, которые необходимо выполнять на ранних стадиях процесса геологического изучения.

В своём развитии «Росгеологии» предстоит пройти несколько этапов. Сначала будет создана управляющая компания, которая первоначально будет выполнять роль держателя пакетов акций всех геологических предприятий, являясь головной компанией холдинга. Потом планируется снижение издержек и повышение эффективности компаний, входящих в структуру холдинга. Далее госкорпорация будет выполнять возложенные на неё функции в соответствии с построенной целевой моделью, а управляющая компания станет непосредственно вести дела холдинга и контролировать работу всей системы.

Очевидно, что раз государственная геологическая компания будет финансироваться из бюджета, то и спектр её деятельности должен быть чётко очерчен, и расходы -контролируемы и ограничены разумным уровнем. Впрочем, как ранее сообщил глава Роснедр А. Ледовских, государственный холдинг «Росгеология» может быть создан не раньше, чем «через пару лет», поскольку ещё только предстоит подготовить обширную нормативную правовую базу.

Одни участники Слушаний говорили о том, что государство просто не в состоянии сегодня финансировать в необходимом объёме геологоразведку - нужны иные механизмы, иные пути выхода из сложившейся ситуации. Другие утверждали, что основные проблемы отрасли кроются в отсутствии комплексной государственной политики по изучению недр, обеспечивающей функционирование геологической отрасли.

Многие из выступавших связывали нерешённость проблем бюджетного федерализма со сложившейся формой распределения полномочий между федеральной и региональной властью, когда субъекты Федерации лишены возможности управлять находящимися на их территориях месторождениями.

Как подчеркнул В. Орлов, федеральный бюджет, государственные программы и заказы ориентированы на средние и крупные объекты, а «мелочь у нас получается случайно, попутно»: необходимо законодательно определить, что мелкие объекты, не представляющие интереса для федерального центра, должны быть отданы в ведение субъекта РФ. Кроме того, в результате административной реформы 2004 года, после перераспределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней власти, геологоразведка «на местах» оказалась на грани выживания - до 2004 года Якутия, ХМАО, ЯНАО, Республика Коми вкладывали огромные деньги, а «сегодня им не для чего работать, они лишены полномочий» и даже «если они вложат свои деньги в какой-либо объект, в дальнейшем не смогут им распорядиться».

Мысль председателя Комитета СФ по природным ресурсам развил В. Карасев, подчеркнув, что те бонусные платежи, которые субъект получал до принятых налоговых изменений, позволяли решать вопросы развития инфраструктуры, строительства школ, социальных объектов и т. д. И «пока полномочия не отдадут на региональный уровень, мы будем стагнировать», констатировал вице-премьер ХМАО.

ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРАСЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИИ

В целом практически все участники слушаний согласились с оценкой текущего состояния отрасли, а также стратегическими целями и задачами развития геологической отрасли, сформулированными в проекте стратегии. Хотя, как заявил академик Конторович, «подготовленный Минприроды документ не отвечает на главный вопрос: как переломить ситуацию с воспроизводством минерально-сырьевой базы».

По его мнению, меры по поддержанию и развитию геологоразведки должны разниться в зависимости от конкретной территории. Так, в главной нефтегазоносной провинции России - Западной Сибири -необходимо продолжить региональное изучение недр, обеспечить резкое увеличение геологоразведочных работ по выявлению и разведке новых месторождений, подготовке запасов нефти, конденсата свободного газа, в том числе высоко конденсатного. В Восточной Сибири и Якутии особое внимание должно быть уделено поисково-оценочным и разведочным работам в Лено-Тунгусской, Енисейско-Лаптевской и Лено-Вилюйской провинциях. Наконец, на шельфах морей Северного Ледовитого океана, Охотского моря (в первую очередь, на шельфе Сахалина) должны быть широко развёрнуты поисковые работы на открытых месторождениях, начата разведка с целью формирования будущих центров нефте- и газодобычи и создания на вновь выявленных крупных месторождениях государственного резервного фонда запасов.

Задачей первостепенной важности, по мнению А. Конторовича, является создание отечественного оборудования для геологоразведки. «Учитывая сложные горно-геологические и природно-климатические условия на шельфах морей Северного Ледовитого океана и Восточной Сибири, необходимо развернуть научные исследования по совершенствованию технологий прогноза, поиска, разведки и разработки месторождений нефти и газа и созданию для этой цели высокоэффективного отечественного бурового геофизического и геохимического оборудования».

Однако необходимо иметь в виду, что сегодня практически вся техника для геологоразведочной отрасли - импортная. За последние семь лет, когда геология оказалась без средств к существованию, наши собственные технологии по производству оборудования для геологоразведки безнадёжно устарели. И потому сегодня разработка и производство современного отечественного оборудования - это, скорее, стратегический ориентир, своего рода программа-максимум, достижение которой практически невозможно без широкого использования передового западного опыта.

Подводя итог состоявшемуся предметному разговору, В. Орлов подчеркнул, что стратегия развития геологической отрасли и перечень мероприятий по её реализации должны, в конечном итоге, обеспечить решение двух основных задач отечественной геологии:

§   восстановление, законодательное закрепление и организационно-структурное оформление государственной системы геологического изучения территорий и шельфа страны, дна Мирового океана (эта задача должна решаться государственной геологической службой путём формирования госзаказа и его бюджетного финансирования);

§   поддержание в сбалансированном состоянии минерально-сырьевой базы и её главных частей: разведанной, предварительно оцененной и прогнозируемой (здесь главную роль должен играть рыночный сектор, т. е. за счёт привлечения средств бизнеса при регулирующей роли государства, а в отдельных случаях - и при прямом его участии).

Перечень мероприятий должен охватывать решение всего комплекса отраслевых проблем: научных, кадровых, социальных, производственных, технологических, технических, организационных и финансовых, обеспечивающих восстановление геологической отрасли, органично вписывающейся в модернизированную экономическую среду.

При этом принципиально важным является законодательное закрепление системы геологического изучения недр: распределение полномочий, прав, обязанностей и ответственности между государством и бизнесом, а в составе государственных функций - распределение полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Представленный на Парламентские слушания предварительный проект Стратегии развития геологической отрасли был поддержан участниками при условии учёта и более чёткого и конкретного закрепления обсуждаемых принципов и позиций, а Комитету Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды было рекомендовано создать рабочую группу по анализу и обобщению предложений участников парламентских слушаний и с учётом поступивших предложений доработать проект.

Ожидается, что в апреле 2010 года стратегия будет внесена на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

ФЕВРАЛЬ 2010 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ №2 (99)


НОВОСТИ
16.05

19 мая 2011 года в 10:00 состоится очередное заседание Костромской областной Думы.

подробнее

13.05

16 мая 2011 года в  9:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

10.05

12 мая 2011 года в 12:00 состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

10.05

11 мая 2011 года в 12:00 Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению проводит заседание "круглого стола"

подробнее

06.05

10 мая 2011 года в  10:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

25.04

28 апреля 2010 года в 11:00 состоится круглый стол Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

25.04

27 апреля  2011 года в 10:00 состоится 295-е заседание Совета Федерации.

подробнее

25.04

26 апреля 2011 года состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее


Архив


Тема дня |  Россия-Украина  | Регион |  Россия-Беларусь  | Сенатор | ТЭК | Экология
Публикации | Биография | Документы | Приёмная сенатора | Благотворительность

© 2006 Дума Василий Михайлович