Публикации
Биография
Документы
Приёмная сенатора
Благотворительность
Фото галерея
Тема дня  Россия-Украина  Регион  Россия-Беларусь  Сенатор ТЭК Экология

Совет Федерации

28.09.10
Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды

28 сентября 2010 г. на заседании Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды обсуждались следующие вопросы:
1.     О Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «о государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (в части установления системы обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности)

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном      регулировании      в      области      генно-инженерной деятельности", принятый Государственной Думой 24 сентября 2010 года (проект № 426825-5)
Данный Федеральный закон (далее Закон) направлен на совершенствование федерального законодательства в части установления системы обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности.
Закон предусматривает введение трех видов защиты граждан и окружающей среды от рисков негативного воздействия генно-инженерной деятельности:
- лицензирование деятельности в области использования генно- инженерно-модифицированных организмов III и IV степени опасности, осуществляемой в замкнутых системах;
- государственную регистрацию генно-инженерно-модифицируемых организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду;
- регламентацию изготовления продукции, содержащей генно- инженерно-модифицируемые организмы в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании.
Закон подготовлен с учетом проекта федерального закона №414451-5 "О лицензировании отдельных видов деятельности", внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2010 года №1268-р), которым устанавливается лицензирование деятельности в области использования   генно-инженерно-модифицированных  организмов  III  и  IV
степени опасности, осуществляемой в замкнутых системах. При этом Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по определению исчерпывающего перечня работ, входящих в состав генно-инженерной деятельности, осуществление которых будет возможно только при наличии соответствующей лицензии.
Закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
При рассмотрении Закона Комитетом коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", принятый Государственной Думой 24 сентября 2010 года (проект № 426825-5).

 
2.     О постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №4081-5 ГД «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О ситуации, связанной с аномальными природными явлениями лета 2010 года».

Комитетом в октябре 2009 года был проведен «круглый стол» -на тему «Проблемы законодательного обеспечения борьбы с лесной пожарами». В ходе обсуждения были всесторонне проанализированы вопросы борьбы с лесными пожарами и выработаны соответствующие рекомендации, одобренные на заседании Комитета 15 декабря 2009 года, которые были разосланы Правительству Российской Федерации и ведомствам, ответственным за решение задач в данной сфере.
Указанные рекомендации частично начали реализовываться, однако присутствовал фактор ведомственной разобщенности, не способствующий эффективной реализации мер.
Учитывая сложившуюся ситуацию с распространением лесных пожаров и борьбой с ними летом текущего года, а также передачу Федерального агентства лесного хозяйства в непосредственное подчинение Правительству Российской Федерации, представляется целесообразным заслушать в рамках «правительственного часа»   в ноябре-декабре 2010 года
доклад Правительства Российской Федерации на тему «Об итогах пожароопасного периода 2010 года и о законодательном обеспечении и реализации мер по противодействию лесным пожарам»,
В августе текущего года я, как первый заместитель председателя Комитета, принял участие в заседании «круглого стола» в Торгово- промышленной палате Российской Федерации на тему «О негативных воздействиях природных лесных пожаров и выработке мер по обеспечению защиты окружающей среды» и выступил с анализом ситуации, сложившейся с лесными пожарами.
Материалы по данной проблеме были подготовлены для освещения средствами массовой информации (телерадиокомпания «Мир» от 22.08.2010 и «Парламентская газета» от 3.09.2010).
С участием членов Комитета подготовлены законодательные предложения в виде проекта федерального закона об изменении положений Лесного кодекса, который находится в настоящее время в Государственной Думе и включен в план ее работы на осеннюю сессию 2010 года.
Комитет готов продолжать дальнейшую работу по совершенствованию лесного законодательства для обеспечения борьбы с указанным бедствием.


3.     Об утверждении рекомендаций «круглого стола» №6 «Охрана экосистемы озера Байкал и рациональное природопользование».

Экосистемы озера Байкал и его бассейна отличаются особенными природными свойствами, многообразием природных ландшафтов и богатством культурных традиций коренного населения. Это накладывает особые обязательства по сохранению для нынешнего и будущих поколений уникального водного объекта с его неповторимой флорой и фауной. Учреждение в 1916 году первого в России Баргузинского государственного заповедника еще тогда подчеркнуло особое место Байкальского региона в создании российских традиций охраны окружающей среды.
В условиях активизации развития экономики особое значение на территориях Байкальского региона приобретают меры по безусловному сохранению природных экосистем, имеющих общемировое значение.
Проблема сохранения экосистем Байкальской природной территории неоднократно обсуждалась на различных уровнях законодательной и исполнительной власти с участием научных, коммерческих и общественных структур. Был принят Федеральный закон «Об охране озера Байкал» и ряд иных нормативно-правовых   актов.   В   различных   аспектах   указанная   проблема рассматривалась и на пяти предыдущих Байкальских экономических форумах. Однако, несмотря на очевидный прогресс в решении ряда острых вопросов, напряженная      ситуация      сохраняется,      что      обусловлено      не      только недостаточностью практических действий в Байкальском регионе, но и общим состоянием природоохранного дела в стране.
Несмотря на все усилия и принимаемые меры загрязнение озера Байкал продолжается, что связано с неопределенностью готовности и сроков начала реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории (2011-2020)». Учрежденная в 2007 году Межведомственная комиссия по Байкалу практически не действует.
На заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 27 мая 2010 года, посвященном вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, Президент Российской Федерации Д.А.Медведев отметил, что для решения экологических проблем необходима единая государственная политика, а попытки решения этих вопросов за счёт разрозненных действий и несистемных решений не приведут к желаемым результатам. Перед Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поставлены задачи и даны поручения в природоохранной сфере, включающие совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду; создание выгодных бизнесу условий для перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ); поощрение соблюдения экологических норм; повышение экологической ответственности и ужесточение штрафных санкций за экологические правонарушения; совершенствование механизмов возмещения вреда, нанесенного окружающей среде и другие. Традиционные механизмы охраны окружающей среды, основанные исключительно на запретах и ограничениях хозяйственной деятельности, недостаточно эффективны при решении главных природоохранных задач, и это предопределяет первоочередность модернизации экологического законодательства, замену точечных мер на   системный   подход   и   пересмотр государственной экологической политики.
Совершенствование природоохранного законодательства должно обеспечить гармоничное сочетание охраны окружающей среды с интересами экономики страны, регионов и хозяйственной деятельности местного населения.
Одной из актуальных проблем Байкальского региона, как и всей страны, является проблема накопленного экологического ущерба, выражающаяся в отсутствии механизмов и ответственности за его ликвидацию.
Аналогичные проблемы природопользования успешно решаются в промышленно развитых странах с помощью соответствующего законодательства. Международный опыт показывает, что наиболее совершенным инструментом установления баланса между производственными потребностями и общественными интересами является выдача хозяйствующим субъектам комплексных природоохранных разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов на основе технологического нормирования с использованием НДТ.
Одним из основных изъянов действующей в России системы экологического нормирования является отсутствие действенных стимулов по реализации природоохранных мероприятий и внедрению НДТ.
По мнению участников «круглого стола» совершенствование природоохранного и природно-ресурсного законодательства России должно развиваться по следующим основным направлениям:
- разработка механизмов экологической ответственности, направленных на предупреждение и ликвидацию вреда, причиненного окружающей среде;
- нормативное правовое регулирование способов возмещения вреда окружающей среде;
- страхование рисков в сфере природопользования и охраны окружающей среды (экологическое страхование);
- создание механизмов экономического стимулирования внедрения НДТ и гарантированной ликвидации накопленного экологического ущерба.
 
В       качестве       основы       для совершенствования российского экологического законодательства в сфере экологической ответственности может служить принятый для государств - участников СНГ Модельный закон «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде» (постановление МПА СНГ № 33-10 от 3 декабря 2009 года).
Препятствиями для эффективного  выполнения  поручений Президента Российской   Федерации   в   области   совершенствования   природоохранного законодательства с учетом сближения с нормами международного права также являются:
- отсутствие в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» позиций, относящихся к производству природоохранного оборудования, к сфере утилизации и размещения отходов;
- отсутствие контекстного перевода действующих в ЕС справочников по НДТ, учитывающего действующую в России терминологию в области природопользования и охраны окружающей среды;

- несовершенство системы учета и государственной статистики в природоохранной сфере, прежде всего в области обращения с отходами;
- отсутствие экономических, в том числе налоговых стимулов деятельности по сокращению сбросов, выбросов и образованию отходов;
- отсутствие законодательно закрепленного принципа «ответственности производителя за весь жизненный цикл продукции»;
- недостаточный уровень подготовки квалифицированных кадров и привлечения их к практической работе в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Предупреждение и контроль загрязнений окружающей среды в результате хозяйственной деятельности должно обеспечить правовое регулирование по трем основным направлениям, которые в настоящее время реализуются неудовлетворительно:
- контроль промышленных выбросов/сбросов/образования отходов;
- экологический аудит и экологическая маркировка;
- предупреждение       опасных аварий.
В качестве основы для обеспечения такого правового регулирования может быть использовано модельное законодательство государств — участников СНГ. По первому направлению - это модельный закон «О предотвращении и комплексном контроле загрязнении окружающей среды» (принят постановлением МПА СНГ № 31-8 от 25 ноября 2008 года), устанавливающий процедуры выдачи комплексных природоохранных разрешений на основе НДТ, а также процедуры проведения производственного контроля. По второму направлению - это проект модельного закона «Об оценке воздействия на окружающую среду», разработка которого в настоящее время завершается. По третьему направлению - это проект модельного закона «О предотвращении и контроле над крупными авариями, связанными с выбросами опасных веществ», разработка которого в настоящее время ведется. Упомянутые законопроекты гармонизированы с одноименными европейскими директивами.
Серьезным препятствием для рационального использования природных ресурсов стала недостаточная проработанность положений новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации, в которой не решен вопрос о предоставлении в аренду лесных участков одновременно для разных видов природопользования. Это привело к монополизации одним лесопользователем прав на другие виды природопользования (ведение охотничьего хозяйства, сбор дикоросов, заготовку древесины для нужд населения, геологического изучения недр и др.) и к незаконным рентным поборам за эти виды природопользования. В августе 2010 г. Рослесхоз и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дали разъяснение о возможности предоставления одного лесного участка для разных видов лесопользования по решению уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С целью снижения потенциала коррупционной составляющей таких решений необходимо внести соответствующие правовые нормы в Лесной кодекс Российской Федерации.
Существующая       система      организации      и      управления      ООПТ, сформированная в условиях общегосударственной собственности на землю и централизованного управления, не отвечает современным условиям социально-экономического развития страны, требует реформирования и разработки новой государственной стратегии развития системы ООПТ с учетом реалий сложившихся экономических отношений.
Основной проблемой на пути дальнейшего развития системы ООПТ являются запретительная идеология и практика экстенсивного пространственного их расширения. При этом остаются нерешенными многие вопросы финансового и организационного обеспечения уже созданных ранее ООПТ, не учитываются интересы местного населения, для которого создание новых ООПТ связано с некомпенсируемыми выпадающими доходами. Примером является Байкальская природная территория, режим которой, определяемый через перечни запрещенных видов деятельности, привел к избыточным ограничениям хозяйственной деятельности с падением уровня жизни населения.
В связи с приостановкой деятельности в 2008 году градообразующего предприятия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (ОАО «БЦБК») в условиях мирового финансово-экономического кризиса остро встали вопросы социально-экономической стабильности и жизнедеятельности города Байкальска. Правительством Российской Федерации предприняты вынужденные меры по сохранению производства на ОАО «БЦБК». Предусмотрено функционирование ОАО «БЦБК» в режиме разомкнутого водооборота до 2014 года, далее - консервация предприятия и ликвидация к 2020 году. Принятые меры привели к частичной социально-экономической стабилизации в г. Байкальске.
Необходима постоянная оценка всех существенных видов негативного воздействия на качество окружающей среды Байкальского региона по результатам государственного экологического мониторинга, государственного экологического контроля и производственного контроля на предприятиях.
Новые подходы к территориальным формам охраны природы должны смещать акцент с «природы вне человека и без человека» на повсеместное гармоничное совмещение задач хозяйственного использования территорий с сохранением их полноценной природной среды посредством нормативного закрепления режимов хозяйствования на основе комплексного проектирования  с  учетом  местных  особенностей.   Основой  нового  подхода должно стать нормативное закрепление дифференцированных режимов охраны и хозяйствования на конкретных территориях на основе детального природно-хозяйственного и этно-социального проектирования в рамках территориального планирования и зонирования.
Указанный подход должен быть реализован по двум направлениям:
- совершенствование технических средств и технологий добычи, заготовки, и транспортировки полезных ископаемых и древесины, обеспечивающих в процессе их использования сохранение характеристик природных объектов и параметров природных процессов;
совершенствование территориальных форм охраны природы, обеспечивающих эффективное совмещение задач охраны природы и рационального природопользования как в пределах системы ООПТ, так и за ее пределами.
Отмечая большие перспективы развития Байкальского региона и подчеркивая исключительную актуальность поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета от 27 мая 2010 года, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
1.1. Разработать и внести в Федеральное Собрание Российской Федерации проекты федеральных законов и принять нормативные правовые акты, направленные на:
повышение эффективности государственного экологического мониторинга и государственного экологического контроля на региональном уровне;
- совершенствование системы нормирования и оценки негативного воздействия на окружающую среду;
- внедрение комплексных природоохранных разрешений на основе НДТ в практику экологического нормирования;
- разработку      правовых      и экономических   механизмов,   включая налоги и экологическое страхование, стимулирующих хозяйствующие субъекты к применению НДТ и снижению негативного воздействия на окружающую среду;
- экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот, включая создание механизма аккумулирования и целевого расходования на региональном и местном уровне средств и платежей за размещение отходов;
- актуализацию Федерального закона «Об охране озера Байкал».
1.2. Внести изменения в существующие нормативные правовые акты и разработать дополнительные акты, предусматривающие обязательное использование результатов дистанционного зондирования Земли из космоса при осуществлении полномочий в области мониторинга, контроля и проектирования природопользования и охраны окружающей среды.
2. Правительству Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
2.1. Одобрить Концепцию ФЦП «Охрана озера Байкал и социально- экономическое развитие Байкальской природной территории (2011—2020)». Ускорить разработку и принятие ФЦП с целью ввода в действие с начала 2011 года.
2.2. Ускорить рассмотрение и принятие Схемы территориального планирования центральной экологической зоны Байкальской природной территории, рассматривая ее как модельный нормативный правовой акт для других проблемных социоприродных объектов.
2.3. Подготовить законодательные инициативы о внесении изменений в федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного экологического контроля и расширения прав должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль.
 2.4. Разработать     и     принять Национальную    лесную    политику   в целях создания основ регулирования основных направлений развития лесного комплекса с учетом интересов всех регионов России и, в том числе Сибири и Дальнего Востока, предусмотрев разработку и реализацию адресной программы государственной поддержки лесопромышленного комплекса, включая подпрограммы строительства магистральных лесовозных дорог и подготовки кадров.
2.5. Разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих прекращение незаконных заготовок древесины и контрабандного вывоза лесоматериалов;
2.6. Провести ревизию статистического инструментария, применяемого в природоохранной и ресурсной сферах, включая статистические формы отчетности.
2.7. Актуализировать «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» путем внесения в него позиций в области обращения с отходами и деятельности по производству природоохранного оборудования.
2.8. Усовершенствовать систему разграничения полномочий в сфере природопользования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предусмотрев возможность временного регулирования правовых пробелов нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации либо актами федеральных органов исполнительной власти.
2.9. Разработать меры государственной поддержки инновационных проектов, обеспечивающих сокращение выбросов/сбросов, образования и утилизации отходов, а также других загрязняющих веществ в окружающую среду.
2.10. Рассмотреть вопрос о состоянии и совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров для сферы охраны окружающей среды и природопользования.
2.11. Обеспечить   газификацию   объектов теплоснабжения в
центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
2.12. Активизировать работу Межведомственной комиссии по Байкалу.
3. Министерству природных ресурсов и экологии, Министерству экономического развития, Министерству регионального развития, Министерству финансов, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
3.1. Подготовить предложения по внесению изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, направленные на экономическое стимулирование:
инвестиций    в    энерго-,    ресурсосберегающие технологии    и
природоохранные мероприятия;
- мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба, в том числе Байкальского ЦБК и Джидинского ГОК;
- добровольного страхования рисков в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
- применения мер предупреждения загрязнения окружающей среды.
3.2. Предусмотреть в 2011 году научно-исследовательские работы:
- по созданию унифицированной системы российских справочников НДТ с учетом контекстного перевода европейских справочников НДТ;
- по разработке концепции нормативных правовых документов по созданию и функционированию единой системы мониторинга окружающей среды и социально-экономического развития Байкальской природной территории;
- по информационно-аналитическому обеспечению функционирования Байкальской природной территории, включая обобщение материалов ведомственных систем мониторинга и контроля и подготовку государственных докладов о состоянии озера Байкал;
- проведение российской и монгольской сторонами совместных работ по комплексной экологической оценке и мониторингу состояния водных объектов бассейна      р.       Селенга,      включая   инвентаризацию источников загрязнения, качественный состав сбросов, выбросов и отходов.
3.3. Проработать вопрос о создании    на базе профильного научного
учреждения Межрегиональный центр экологического мониторинга экосистемы
озера Байкал.  Предусмотреть финансирование мероприятий по созданию и
функционированию  комплексной  системы  государственного  экологического
мониторинга в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое
развитие Байкальской природной территории» на период 2011—2020 гг.
4. Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной службе страхового надзора:
Подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о формировании и использовании страховыми компаниями резерва предупредительных мероприятий в целях развития экологического страхования.
5. Федеральному агентству лесного хозяйства:
5.1. Разработать и реализовать в приоритетном порядке комплекс мер по охране лесов от пожаров на Байкальской природной территории.
5.2. Разработать и реализовать меры по вовлечению в хозяйственный оборот древесных отходов.
6. Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
Принять меры по развитию и техническому переоснащению наблюдательной сети системы мониторинга озера Байкал.
7. Федеральному агентству по недропользованию:
Разработать программу и выполнить комплекс работ по геологическому изучению и осуществлению государственного мониторинга состояния недр на Байкальской природной территории с   использованием инновационных технологий и современных измерительных и аналитических средств.
8. Федеральному Собранию Российской Федерации:
Считать проекты федеральных законов, разработанные во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета 27 мая 2010 года, приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой.
9. Комитету Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды:
Включить в план работы Экспертного совета Комитета мероприятия по рассмотрению предложений по вопросам реализации поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета 27 мая 2010 года и других директивных документов по решению природоохранных проблем.
10. Комитету Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области:
Подготовить к изданию в I квартале 2011 года сборник докладов и выступлений, представленных на «круглом столе» «Охрана экосистемы озера Байкал и рациональное природопользование».


НОВОСТИ
16.05

19 мая 2011 года в 10:00 состоится очередное заседание Костромской областной Думы.

подробнее

13.05

16 мая 2011 года в  9:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

10.05

12 мая 2011 года в 12:00 состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

10.05

11 мая 2011 года в 12:00 Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению проводит заседание "круглого стола"

подробнее

06.05

10 мая 2011 года в  10:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

25.04

28 апреля 2010 года в 11:00 состоится круглый стол Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

25.04

27 апреля  2011 года в 10:00 состоится 295-е заседание Совета Федерации.

подробнее

25.04

26 апреля 2011 года состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее


Архив


Тема дня |  Россия-Украина  | Регион |  Россия-Беларусь  | Сенатор | ТЭК | Экология
Публикации | Биография | Документы | Приёмная сенатора | Благотворительность

© 2006 Дума Василий Михайлович