Публикации
Биография
Документы
Приёмная сенатора
Благотворительность
Фото галерея
Тема дня  Россия-Украина  Регион  Россия-Беларусь  Сенатор ТЭК Экология

 Россия-Украина 

03.12.2010
Актуальные вопросы торгово-экономического сотрудничества России и Украины

Актуальные вопросы торгово-экономического сотрудничества России и Украины о торговле между Россией и Украиной

Режим торговли России с Украиной определен Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о свободной торговле от 24 июня 1993 года (далее - Соглашение) и тремя протоколами к Соглашению  (от 24 июня 1993 года, от 14 ноября 1997 года и от 4 октября 2001 года). Согласно ст.1. Соглашения Россия и Украина  не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие на экспорт и/или импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из сторон и предназначенных для таможенной территории другой стороны.
В рамках двусторонней Подкомиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества принимаются меры по противодействию негативным тенденциям рынка, проводятся консультации по вопросам применения сторонами защитных мер в двусторонней торговле, в том числе в связи со вступлением Украины в ВТО. В 2009 году – первом полугодии 2010 года удалось решить непростые вопросы отмены специальной пошлины на поставку из Украины патоки, продления соглашения о регулировании поставок отдельных видов украинских труб, приостановки действия пошлины в отношении поставок из России аммиачной селитры.
В январе-августе 2010 года товарооборот с Украиной увеличился почти на 76,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 22231,9 млн. долл. США, в том числе российский экспорт – 13823,0 млн. долл. США (рост – 189,%) и импорт – 8408,9 млн. долл. США (159,7%). Динамика торговли с Украиной значительно опережает темпы роста внешнеторгового оборота России в целом, составившие в январе-августе 139,3% (в том числе экспорт – 140,7%, импорт – 136,8%), и со странами СНГ, составившие 132,1% (в том числе экспорт – 124,2%, импорт – 149,3%).
Справочно. В настоящее время между Россией и Украиной действует режим свободной торговли с изъятиями (по сахару) и ограничениями, установленный двусторонним межправительственным соглашением от 24.06.1993 г. и протоколами к нему. В соответствии с графиком отмены изъятий с 01.01.2010 отменены пошлины на спирт, а изъятия по сахару постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1042 продлены до 01.01.2013 г.
Условия торговли, принятые Украиной в связи со вступлением в ВТО, значительно либеральнее российских. Средневзвешенный уровень импортных пошлин в Украине составляет 4,6% (в РФ – 6,8%). Украина присоединилась к 16 необязательным секторальным инициативам, предусматривающим введение нулевых пошлин (сталь, древесина, цветные металлы, продукция фармацевтики, бумага, сельскохозяйственная и строительная техника, мебель, научное и медицинское оборудование, гражданская авиация, спирты и др.). В условиях беспошлинной российско-украинской торговли и отсутствия строгого контроля за перемещением товаров из третьих стран через Украину в Россию могут хлынуть товары, вытесняемые дешевым импортом или реэкспортируемые. Для предупреждения подобного развития ситуации с начала 2009 года введен мониторинг поставок «чувствительных» товаров из Украины по 48 позициям.

О применении ограничительных мер во взаимной торговле
В соответствии с международной практикой обе стороны применяют меры защиты внутреннего рынка. Необходимо, чтобы эти меры не ущемляли законных интересов партнеров и не приводили бы к необоснованным экономическим потерям. В рамках двусторонней Подкомиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества обеспечен постоянный диалог по вопросам применения защитных мер в целях минимизации возможных негативных последствий для взаимной торговли.
Справочно: В условиях свободной торговли с обеих сторон применяются общепринятые меры защиты рынка. Так, в настоящее время Россия применяет 12 процедур, затрагивающих поставки товаров из Украины (3 антидемпинговые пошлины, 3 специальные пошлины, проводит 5 расследований). Украина применяет 12 процедур, затрагивающих поставки товаров из России (5 антидемпинговых пошлин, 2 специальных защитных пошлины, проводит 3 специальных защитных расследования и 1 антидемпинговое расследование. Расследование в отношении импорта стекла завершено). При этом российская сторона рассматривает данные меры только как инструмент устранения недобросовестной конкуренции, и размеры вводимых мер (пошлин или квот) не закрывают российский рынок для Украины. Принимаемые же украинской стороной меры зачастую носят запретительный характер. Так, в результате многолетнего применения запретительной антидемпинговой пошлины (59,4%) российские экспортеры стрелочных переводов полностью потеряли украинский рынок.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 540-р от 13 марта 2010 г. 30 апреля 2010 г. подписан Протокол о внесении изменения в пункт 3 статьи 2 Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством экономики Украины о регулировании поставок некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины, на таможенную территорию Российской Федерации от 13 января 2005 г. (с изменениями, внесенными в это Соглашение Протоколом, подписанным 30 декабря 2009 г.).
В соответствии с Протоколом квота на 2010 год для украинских поставщиков по Соглашению составляет 260 тыс. тонн.
Кроме того, намереваясь и в дальнейшем конструктивно сотрудничать в области применения инструментов торговой защиты рынка, украинская сторона согласилась в самое ближайшее время рассмотреть вопросы либерализации доступа ряда российских товаров на свой рынок.
Это - снятие/невведение необоснованных ограничений на 8 российских товаров (нитрат аммония, фосфорные удобрения, флоат-стекло, стрелочные переводы, спички, ферросплавы, трубы и ДВП – товары расположены в порядке экономической чувствительности для российских экспортеров-):
Нитрат аммония  - 12 мая 2010 г. на заседании Межведомственной комиссии по международной торговле Украины принято решение о продлении приостановления действия антидемпинговых пошлин в отношении импорта в Украину российского нитрата аммония на 6 месяцев.
Фосфорные удобрения, ферросплавы - неприменение предварительных мер до окончания расследований, завершение расследований с учетом аргументов, предоставленных российской стороной – без введения мер.
Флоат-стекло - завершение расследования без введения мер с учетом аргументов, предоставленных российской стороной.
Спички - замена специальной пошлины на страновые квоты с учетом традиционных объемов поставок.
Стрелочные переводы - пересмотр антидемпинговых мер в отношении импорта в Украину российских стрелочных переводов, имея в виду отменить меру, приостановка сроком на 9 месяцев действия антидемпинговых мер в отношении импорта российских стрелочных переводов.
Некоторые виды стальных труб - либерализация по итогам инициированного украинской стороной мониторинга эффективности применения меры.
 Древесноволокнистые плиты - пересмотр антидемпинговых мер в отношении импорта в Украину российских древесноволокнистых плит с возможным  установлением по итогам расследования отсутствия демпинга либо принятием обязательств от российских экспортеров.

В свою очередь украинская сторона также обозначила чувствительные вопросы во взаимной торговле товарами. Это замена специальной пошлины (28,1%) на страновые квоты на нержавеющие трубы и продление Соглашения о регулировании поставок некоторых видов украинских стальных труб на российском рынке после 2010 г.

О проблемах российских инвесторов в Украине
Россия является одним из крупнейших инвесторов в экономику Украины. Хорошая возможность расширения инвестиционного сотрудничества – это активное участие российских компаний в приватизации предприятий с государственным участием на Украине. В утвержденном правительством Украины перечне предприятий, подлежащих приватизации, содержится около 230 объектов.
Однако многие российские инвесторы сталкиваются на украинском рынке с проблемами, в том числе связанными с процедурами приватизации отдельных украинских предприятий. Зачастую, приватизация проводится с нарушением законодательства Украины, что в дальнейшем приводит к аннулированию ее результатов и облегчает рейдерские действия в отношении приватизированных предприятий.
Очевидно, что в случае нарушений украинского законодательства о приватизации, такие нарушения должны устраняться, что однако не должно наносить ущерб иностранным инвесторам и нарушать международные обязательства Украины (в первую очередь соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений).
Имели место случаи лишения российских инвесторов их доли в совместных предприятиях, как это было с компанией «Татнефть», практически потерявшей свою долю в Кременчугском НПЗ, или с российской «Национальной контейнерной корпорацией», вложившей свои средства в контейнерный терминал Ильичевского морского торгового порта (ИМТП).
Справочно: Конфликт вокруг ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) длится с мая 2007 года. Татарские инвесторы, которые контролировали около 56% акций СП, в результате нескольких судебных решений практически полностью лишились своей доли. В настоящее время продолжается рассмотрение данного спора в судебных инстанциях.
Для восстановления корпоративных прав и репутации российских акционеров представляется  необходимым, чтобы украинская сторона инициировала пересмотр и отмену неправомерных, по нашему мнению, решений, на основании которых у российской стороны были изъяты 56% акций АО «Укртатнафта».
В этой связи предлагается рассмотреть возможность заключения мирового соглашения между ОАО «Татнефть» и Украиной в рамках международного спора, которое обеспечивало бы интересы обеих сторон с учетом того, что переход  прав владения под контроль группы «Приват» уже нанес ущерб не только российскому инвестору, но и самой компании «Укртатнафта», которая работает с серьезными убытками.
Кроме того, необходимо обеспечить полную оплату поставленной на Кременчугский НПЗ нефти. 
Справочно: С 2003 года ведутся судебные дела, оспаривающие сделку по покупке 68,01% акций «Запорожского производственного алюминиевого комбината» от 8 февраля 2001 года, заключенную между Фондом государственного имущества (ФГИ) и «АвтоВАЗ-Инвест» (в настоящее время пакет акций последнего принадлежит ОК «РУСАЛ»). Аналогичная ситуация с оспариванием результатов приватизации сложилась вокруг покупки 76% акций ОАО «ХК «Лугансктепловоз» российским ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» (позже ставшим в результате консолидации активов дочерним предприятием ЗАО «Трансмашхолдинг»).
С учетом российско-украинского соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений российский инвестор вправе рассчитывать не только на полную сумму оплаченного имущества, но и проценты на данную сумму с момента лишения его такого имущества до момента выплаты компенсации, а также сумму дополнительных инвестиций, осуществленных до момента экспроприации его капиталовложений.
Остается неясной ситуация вокруг Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд. До сих пор украинская сторона не приняла решения по вопросам завершения строительства комбината и обслуживания его внешних долгов. Предложение российского «Металлоинвеста» в отношении достройки комбината уже было признано оптимальным, однако реализовать свои планы российский инвестор до сих пор не может.
Справочно: Строительство КГОКОР началось в 1985 году с участием СССР, ГДР, Чехословакии, Венгрии и Румынии. После распада СССР его правопреемником стала Украина. В настоящее время комбинат построен на 70%. Общий объем инвестиций, необходимых для завершения строительства и ввода в эксплуатацию КГОКОР, по предварительным оценкам, составляет около 800 млн. долл. США В связи с принятием в 2007-2009 гг. ряда взаимоисключающих решений Президента и Кабинета Министров Украины по вопросам приватизации предприятия ситуация зашла в тупик.
Считаем необходимым, во-первых, устранить правовые препятствия для создания совместного предприятия на базе КГОКОР, т.е. отменить соответствующие Указ Президента Украины  и распоряжение Кабинета Министров а также  привлечь российского инвестора совместно со «Смарт-групп» к процессу реорганизации КГОКОР.

Справочно: В октябре 2009 г. ОАО «НК «Лукойл» было вынуждено  приостановить работу Одесского нефтеперерабатывающего завода из-за того, что Приднепровский нефтепровод, по которому на Одесский НПЗ поступала нефть, решением украинского оператора – компании «Укртранснефть» стал использоваться для перекачки сырья на Кременчугский НПЗ, контролируемый группой «Приват». Вынужденная смена маршрута поставки сырья на завод (с 5 ноября 2009 г. нефть поставляется по маршруту белорусская граница – Броды – Одесса) ставит под сомнение рентабельность работы предприятия.
Односторонние действия украинского оператора нанесли существенный ущерб интересам российского инвестора, и, по нашему мнению, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением правил конкуренции, в том числе с учетом ситуации вокруг «Укртатнафта».
Необеспечение защиты прав российского инвестора может быть расценено международным судом как нарушение статьи 2, а как следствие, статьи 5 Соглашения  между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров  Украины  о поощрении и взаимной защите инвестиций и от 27 ноября 1998 года.
По мнению российской стороны, в целях урегулирования ситуации необходимо вернуться к прежнему маршруту прокачки нефти.

Справочно: В отношении «Запорожского алюминиевого комбината», в капитале которого участвует ОК «РУСАЛ», установлены дискриминационные тарифы на электроэнергию - в 1,5-2 раза превышающие уровень тарифа, установленный для иных организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Применение дискриминационного тарифа противоречит не только международным обязательствам Украины, но и внутреннему законодательству, в частности, распоряжению Кабинета Министров Украины от 10 декабря 2008 года №1556-р, а также постановлению Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики.
Необходимо обеспечить выполнение положений распоряжения Кабинета Министров Украины, а также постановления Национальной комиссии в отношении «Запорожского алюминиевого комбината».

Справочно: Российская «Национальная контейнерная корпорация» вложила средства в капитал СП «Укртрансконтейнер» (УТК), которое провело модернизацию контейнерного терминала в ИМТП. Порт в нарушение двусторонних договоренностей и постановлений хозяйственного суда захватил и использует в своих целях имущество, которое является предметом совместной деятельности УТК и порта, единолично получая прибыль от его использования. Российский инвестор также сообщил о факте силового захвата представителями порта серверных помещений, принадлежащих УТК. Действия порта, руководство которого назначается властями Украины, наносят ущерб российскому инвестору. Верховный суд Украины своим решением от 05.11.2009 г. расторг договор о совместной деятельности между УТК и портом, окончательно лишив российского инвестора прав на его долю совместной собственности.
По оперативной информации Посольства России на Украине Высший хозяйственный  суд Украины в августе 2010 года отменил свое решение от 05.11.2009 г. и восстановил российского инвестора в  правах.

Российский инвестор готов продолжать сотрудничество с Ильичевским портом на взаимоприемлемых условиях. Для этого необходимо обеспечить согласование нового договора между «Укртрансконтейнер» и ИМТП.
Кроме того, украинской стороне необходимо обеспечить своевременное исполнение ИМТП своих обязательств перед российским инвестором в связи с прекращением договора о совместной деятельности и погасить долг перед «Укртрансконтейнер» в полном объеме.

Серьезным препятствием в работе российских инвесторов в Украине являются вынужденные остановки работы предприятий. На горно-обогатительном комбинате «Сухая Балка» украинской стороной блокирован железнодорожный подъезд к этому ГОКу.
Справочно: В декабре 2007 г. российская компания «Евразгрупп» приобрела у группы «Приват» 46% акций ОАО «Южный горно-обогатительный комбинат» (ЮГОК); а также ряд вспомогательных активов, в т.ч. ОАО «Сухая Балка» (Кривой Рог, Днепропетровская область). После приобретения активов компания «Евразгруп» не получила доступа на ЮГОК. В этой связи российский инвестор инициировал судебные разбирательства в судах Кипра и Англии. 1 марта 2010 г. «Евразгрупп» была вынуждена прекратить добычу железной руды на одном из своих украинских активов – горно-обогатительном комбинате «Сухая балка». Причина вынужденной остановки предприятия – группа «Приват» через подконтрольные структуры блокирует железнодорожный подъезд к ЮГОКу. Действия группы «Приват», систематически нарушающей права российских инвесторов на территории Украины, являются антиконкурентными  и направлены на вытеснение российского капитала.
Необходимо обеспечить прекращение антиконкурентных действий со стороны группы «Приват» в отношении российского инвестора.

В ходе шестого заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгоскомиссии, состоявшегося
30 апреля 2010 г. в г. Сочи был рассмотрен ряд случаев нарушений украинской стороной прав российских инвесторов на Украине. По итогам состоявшегося обсуждения украинской стороной была подтверждена готовность содействовать в конструктивном ключе разрешению имеющихся конфликтных ситуаций, что уже находит практическое подтверждение. По имеющейся информации, недавно украинские власти восстановили контроль над крымским санаторием «Полет» и в ближайшее время будут готовы передать его в распоряжение российского Центра подготовки космонавтов.

Справочно: Основные проблемные вопросы российско-украинского инвестиционного сотрудничества вошли в Меморандум, разработанный Администрацией Президента РФ с участием Минэкономразвития России во исполнение договоренностей президентов РФ и Украины для рассмотрения и  скорейшего их урегулирования в интересах дальнейшего развития двустороннего сотрудничества на качественно новой основе отвечающей стратегическому партнерству двух стран.

Кроме того, начали поступать сигналы от российского инвестора, вложившего свои средства в ЗАО «Готель Украина». Несмотря на судебные решения, вынесенные в пользу российской компании, она не может до сих пор приступить к началу строительных работ, направленных на реконструкцию отеля.

О проблемах украинских инвесторов на российском рынке
Украинской стороной был подготовлен документ, аналогичный нашему Меморандуму, содержащий перечень проблем украинских инвесторов на российском рынке.
1. ЗАО «Печорнефтегазпром». Украинская «Груп ДФ» приобрела в 2006 году 50% акций российского ЗАО «Печорнефтегазпром», которое обладало лицензиями на разведку и добычу газа и нефти на территории Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2007 и 2008 гг.  Минприроды России отозвало 2 лицензии данной компании.
Украинская сторона предлагает вернуть ЗАО «Печорнефтегазпром» отозванные лицензии.
В настоящее время изучаются причины отзыва лицензий, а также возможность их возвращения.
Если у украинской стороны имеются основания полагать, что при отзыве лицензий было нарушено российское законодательство, просим информировать нас об этом. В настоящее время, со своей стороны, мы такой информацией не располагаем.

2. Страховая компания «Россия». В 2007 году украинская “Svatozar” стала миноритарным акционером страховой компании «России». В 2009 году “Svatozar” приобрела контроль над страховой компанией.   В связи с мировым кризисом данная компания испытывает финансовые трудности.
Украинская сторона предлагает российским ведомствам осуществить ряд мероприятий по повышению финансовой стабильности компании.
Помощь данной компании может быть рассмотрена в рамках утвержденных Правительством Российской Федерации программ поддержки финансового сектора экономики.
3. Объекты недвижимости в г. Москва. В 2008 году украинская компания под контролем “EastOne” заключила договор с ФГУП «ДЕЗЗ Росздрава» на строительство ряда объектов недвижимости. Изменения в федеральном и региональном законодательстве, регулирующем проектную документацию, которые вступили в силу после начала действия договора, сделали невозможным завершение строительных работ в срок. ФГУП «ДЕЗЗ Росздрава» подал иск в суд с требованием о расторжении договора в связи с его нарушением украинской стороной.
Украинская сторона считает необходимым отозвать иск из суда и продлить срок действия инвестиционного договора с изменением сроков выполнения работ украинской компанией.
Стороны договора, несмотря на судебное разбирательство, сохраняют возможность достижения мирового соглашения. Необходимо учитывать, что согласно российскому законодательству отзыв иска из суда исключает возможность его повторной подачи, если стороны не смогут достичь компромисса по срокам выполнения работ.
Внесудебное решение обычно является приоритетным разрешением споров. В то же время суд сможет объективно рассмотреть все обстоятельства дела с учетом изменений в российском законодательстве и степени их влияния на возможности украинской стороны исполнить свои обязательства по контракту.

______________________________________
ДЭССНГ и ДТП Минэкономразвития России


НОВОСТИ
16.05

19 мая 2011 года в 10:00 состоится очередное заседание Костромской областной Думы.

подробнее

13.05

16 мая 2011 года в  9:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

10.05

12 мая 2011 года в 12:00 состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

10.05

11 мая 2011 года в 12:00 Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению проводит заседание "круглого стола"

подробнее

06.05

10 мая 2011 года в  10:00 состоится еженедельное оперативное совещание при губернаторе Костромской области.

подробнее

25.04

28 апреля 2010 года в 11:00 состоится круглый стол Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее

25.04

27 апреля  2011 года в 10:00 состоится 295-е заседание Совета Федерации.

подробнее

25.04

26 апреля 2011 года состоится заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

подробнее


Архив


Тема дня |  Россия-Украина  | Регион |  Россия-Беларусь  | Сенатор | ТЭК | Экология
Публикации | Биография | Документы | Приёмная сенатора | Благотворительность

© 2006 Дума Василий Михайлович